Верховный суд ужесточил требования к участникам госзакупок
![](https://fabrec.ru/wp-content/uploads/2024/10/67458173-18f3-44e4-a4d9-27bb3d7e40db-6771ffda.jpg)
Важное решение принял Верховный суд РФ, установив новые правила участия в государственных закупках. Теперь компании, имеющие опыт работы только в качестве субподрядчиков, не смогут самостоятельно участвовать в тендерах, требующих подтверждения аналогичного опыта. К участию будут допускаться исключительно организации, ранее выступавшие генподрядчиками по госконтрактам.
Данное изменение связано с постановлением правительства РФ №2571 от 29 декабря 2021 года, согласно которому для участия в определенных видах госзакупок по 44-ФЗ необходим опыт выполнения аналогичных работ. Особенно это касается таких сфер, как ремонт и обслуживание автомобильных дорог.
Прецедентом для принятия такого решения стало дело ООО РАУ 104, которое планировало участвовать в конкурсе на обслуживание кольцевых развязок в Новосибирской области. Компания предоставила договор субподряда с ООО «Инвест-Урал» как подтверждение своего опыта, однако получила отказ в участии.
Верховный суд подчеркнул важность не только обеспечения конкуренции, но и принципов результативности и эффективности госзакупок. Ограничение доступа к участию призвано обеспечить рациональное использование бюджетных средств и не противоречит интересам граждан.
Согласно разъяснению ВС, учитываются только контракты, заключенные и полностью исполненные по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Важно отметить, что договор должен быть заключен непосредственно с участником закупки, который выполнил его в полном объеме. Такой подход учитывает социальную значимость объектов и минимизирует риски неисполнения контракта.
Ограничения, касты и картели
Эксперты отмечают, что ранее судебная практика по данному вопросу была неоднозначной. Теперь позиция ВС должна способствовать формированию единого подхода к рассмотрению подобных дел.
Перечень сфер, где требуется подтверждение аналогичного опыта, довольно широк. Он включает работы по сохранению исторических памятников, поставку продуктов питания в образовательные учреждения, капитальный ремонт медицинских организаций и многое другое. За последние три года список расширился в полтора раза и теперь содержит более 40 категорий.
Специалисты выражают озабоченность возможным ограничением конкуренции и формированием двухуровневой системы. На верхнем уровне окажутся компании, формально выигрывающие заказы, а на нижнем — организации, фактически выполняющие работы, но не имеющие возможности участвовать в тендерах самостоятельно.
Существует мнение, что более эффективным мог бы стать гибкий подход, при котором опыт субподряда учитывался бы при определенных условиях, например, при выполнении значительного объема работ или наличии положительных рекомендаций от генподрядчиков и заказчиков.
Источник:www.kommersant.ru