Грандиозный проект метро в дореволюционной Москве

Дата:

Поделиться:

Картина Николая Каразина «Эстакада и центральный вокзал метрополитена. Москворецкий мост (по проекту инженера П. И. Балинского)». 1902 год
Фото: vm.ru

Мировая история метрополитена началась 10 января 1863 года с запуска первой линии в Лондоне. В Москве же смелые планы по созданию подземки появились еще в XIX веке, задолго до воплощения первой линии.

В 2024 году Московский метрополитен празднует свое 90-летие, но его история могла начаться значительно раньше. Первые амбициозные проекты подземной электрической железной дороги разрабатывались еще в конце позапрошлого столетия. Инновационная для того времени идея соединить Курский вокзал с Марьиной Рощей через центральные площади города родилась в 1875 году. Особенно впечатляющим стал проект талантливых инженеров Петра Балинского и Евгения Кнорре, представленный в мае 1902 года. Они предложили связать Замоскворечье с Тверской заставой современной транспортной системой.

Руководитель «МосТрансПроекта» Владимир Титов рассказывает об уникальных деталях проекта: «Планировалось возвести величественный метромост от Васильевского спуска через Москву-реку. Линии метрополитена должны были проходить под Бульварным и Садовым кольцами, объединяясь на станции в районе Пречистенки. Проект получил высочайшее одобрение императора и поддержку ключевых министров».

Масштабный план включал строительство 74 станций различного типа. Жемчужиной проекта должен был стать роскошный центральный вокзал у стен Кремля, архитектурный облик которого запечатлел в своих работах художник Николай Каразин.

Амбициозная программа предусматривала поэтапное строительство радиальных линий с их интеграцией в существующую Окружную железную дорогу. Бюджет проекта оценивался в 155 миллионов рублей — внушительную по тем временам сумму.

Несмотря на прогрессивность идеи, Мосгордума отложила реализацию проекта, сделав выбор в пользу развития трамвайной сети, которая оставалась основным видом городского транспорта до 1930-х годов, как отмечает Титов.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Современное развитие метро продолжается — 13 января на Большой кольцевой линии открылся седьмой сервисный центр Московского транспорта. Новый пункт обслуживания пассажиров разместился у выходов 3-4 станции «Каширская», дополнив существующие центры на «Савеловской», «Текстильщиках», «Проспекте Вернадского», «Кунцевской», «Петровском парке» и «Сокольниках».

КСТАТИ

Инженеры Балинский и Кнорре также предлагали создать систему улиц-дублеров параллельно Тверской и Мясницкой. Особенно интересен был проект проспекта Николая II — масштабной магистрали от Кремлевского проезда до Ходынского поля.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

Уникальные эскизы художника Николая Каразина, хранящиеся в Музее Москвы, позволяют увидеть, каким представляли облик столицы с метрополитеном в начале прошлого века.

Источник: vm.ru

Похожие статьи

Медиалига планирует исторический матч со сборной России по футболу

В 2025 году может состояться уникальное футбольное событие - товарищеский матч между командой Медиалиги и национальной сборной России....

Удивительная жизнь панды Катюши в Московском зоопарке

Руководитель Московского зоопарка Светлана Акулова радует поклонников очаровательными моментами из повседневной жизни великолепной семьи панд - малышки Катюши...

Новый состав президиума Госсовета пополнился опытными управленцами

Глава государства Владимир Путин утвердил обновленный состав президиума Государственного совета. Важный документ, размещенный на официальном портале правовой информации,...

Легендарная спортсменка Светлана Мастеркова развеяла слухи о своем здоровье

Выдающаяся российская легкоатлетка, обладательница двух олимпийских медалей высшей пробы Светлана Мастеркова лично выступила с заявлением, опровергающим недостоверные сведения...