
Мировая история метрополитена началась 10 января 1863 года с запуска первой линии в Лондоне. В Москве же смелые планы по созданию подземки появились еще в XIX веке, задолго до воплощения первой линии.
В 2024 году Московский метрополитен празднует свое 90-летие, но его история могла начаться значительно раньше. Первые амбициозные проекты подземной электрической железной дороги разрабатывались еще в конце позапрошлого столетия. Инновационная для того времени идея соединить Курский вокзал с Марьиной Рощей через центральные площади города родилась в 1875 году. Особенно впечатляющим стал проект талантливых инженеров Петра Балинского и Евгения Кнорре, представленный в мае 1902 года. Они предложили связать Замоскворечье с Тверской заставой современной транспортной системой.
Руководитель «МосТрансПроекта» Владимир Титов рассказывает об уникальных деталях проекта: «Планировалось возвести величественный метромост от Васильевского спуска через Москву-реку. Линии метрополитена должны были проходить под Бульварным и Садовым кольцами, объединяясь на станции в районе Пречистенки. Проект получил высочайшее одобрение императора и поддержку ключевых министров».
Масштабный план включал строительство 74 станций различного типа. Жемчужиной проекта должен был стать роскошный центральный вокзал у стен Кремля, архитектурный облик которого запечатлел в своих работах художник Николай Каразин.
Амбициозная программа предусматривала поэтапное строительство радиальных линий с их интеграцией в существующую Окружную железную дорогу. Бюджет проекта оценивался в 155 миллионов рублей — внушительную по тем временам сумму.
Несмотря на прогрессивность идеи, Мосгордума отложила реализацию проекта, сделав выбор в пользу развития трамвайной сети, которая оставалась основным видом городского транспорта до 1930-х годов, как отмечает Титов.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Современное развитие метро продолжается — 13 января на Большой кольцевой линии открылся седьмой сервисный центр Московского транспорта. Новый пункт обслуживания пассажиров разместился у выходов 3-4 станции «Каширская», дополнив существующие центры на «Савеловской», «Текстильщиках», «Проспекте Вернадского», «Кунцевской», «Петровском парке» и «Сокольниках».
КСТАТИ
Инженеры Балинский и Кнорре также предлагали создать систему улиц-дублеров параллельно Тверской и Мясницкой. Особенно интересен был проект проспекта Николая II — масштабной магистрали от Кремлевского проезда до Ходынского поля.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
Уникальные эскизы художника Николая Каразина, хранящиеся в Музее Москвы, позволяют увидеть, каким представляли облик столицы с метрополитеном в начале прошлого века.
Источник: vm.ru