Рынок обеспокоен перетоком услуг в неформальную сферу
В последнее время наблюдается интересная тенденция на рынке такси — все больше водителей и пассажиров переходят на прямое взаимодействие через социальные сети и мессенджеры, минуя традиционных посредников. Это явление вызывает как интерес, так и определенную обеспокоенность у участников рынка и регуляторов.
Причины такого перехода вполне понятны. Строгие требования к самозанятым водителям, высокие комиссии агрегаторов и общий рост стоимости услуг подталкивают многих участников рынка искать альтернативные пути взаимодействия. В результате мы видим бурный рост числа онлайн-сообществ и чатов, где пассажиры могут напрямую найти водителя, минуя официальные каналы.
Такой подход имеет свои преимущества — поездки через неформальные каналы зачастую обходятся в два раза дешевле. Однако нельзя игнорировать и связанные с этим риски, прежде всего в плане безопасности. Отсутствие официальной регистрации и контроля может создавать потенциально опасные ситуации как для пассажиров, так и для самих водителей.
Эксперты отрасли видят возможное решение проблемы в либерализации требований для самозанятых таксистов. Это могло бы помочь вернуть значительную часть рынка в легальное поле, обеспечив при этом необходимый уровень безопасности и качества услуг.
Масштабы происходящих изменений впечатляют. По данным аналитического агентства «Прессиндекс», только в популярном мессенджере Telegram зарегистрировано 234 группы и 29 чат-ботов для вызова такси. В социальной сети «ВКонтакте» таких групп еще больше — около 3,8 тысяч. И эти цифры продолжают расти.
Интересно, что появляются даже своего рода «неофициальные агрегаторы» в Telegram, которые уже вводят комиссию для водителей, фактически копируя бизнес-модель официальных сервисов, но без соответствующих обязательств и ответственности.
Основной движущей силой этих изменений стал значительный рост цен на услуги легального такси. По данным Росстата, в июле 2024 года стоимость проезда на такси в расчете на 1 км выросла на 26% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 43,11 рублей. В такой ситуации неудивительно, что многие пассажиры ищут более доступные альтернативы.
Водители, работающие вне официальных каналов, могут предлагать цены как минимум вдвое ниже рыночных. Это становится возможным благодаря отсутствию необходимости делиться выручкой с агрегатором (обычно это 20-30%) и платить за аренду автомобиля таксопарку (что может составлять 2-3 тысячи рублей в день).
Однако нельзя забывать о потенциальных рисках такого подхода. Отсутствие официальной регистрации заказов и поездок, а также проверки водителей создает серьезные угрозы безопасности. Кроме того, работа вне правового поля означает уход от налогов, что негативно сказывается на государственном бюджете. По некоторым оценкам, потери бюджета из-за ухода таксистов в неформальный сектор могут достигать 30 миллиардов рублей.
Эксперты отмечают, что усиление этой тенденции в последние два года во многом связано с ужесточением требований к легальной деятельности в сфере такси. Новый закон «О такси», вступивший в силу год назад, фактически уравнял крупные таксопарки и индивидуальных водителей, работающих на личных автомобилях. Для последних выполнение всех требований закона зачастую оказывается физически невозможным.
Например, сложности возникают с ежедневным прохождением медицинского освидетельствования и технического осмотра из-за недостаточного количества соответствующих пунктов. С такими требованиями могут справиться только крупные таксопарки, что ставит в невыгодное положение индивидуальных предпринимателей и самозанятых водителей.
Согласно опросу, проведенному этим летом, 72% водителей заявили о готовности работать нелегально, если не смогут выполнить все требования закона. Это тревожный сигнал, указывающий на необходимость пересмотра существующих норм и поиска более гибких подходов к регулированию отрасли.
Для решения этой проблемы эксперты предлагают ряд мер. Одна из ключевых идей — интеграция самозанятых водителей в транспортное законодательство. По оценкам, в России насчитывается около 2,5 миллиона самозанятых водителей, но официально зарегистрировано лишь 650 тысяч, из которых только 21 тысяча имеет разрешение на работу в такси.
Другое перспективное направление — внедрение цифровых методов контроля за состоянием водителя и автомобиля. Это могло бы значительно упростить и ускорить процедуры проверки, сделав их более доступными для индивидуальных предпринимателей.
Позитивным шагом в этом направлении можно считать планы по запуску в России специального сервиса для цифрового обмена транспортными документами в сфере таксомоторных перевозок. Этот сервис также будет включать возможность онлайн-урегулирования споров и убытков в рамках ОСАГО, что должно сделать процесс работы в такси более прозрачным и удобным для всех участников.
Несмотря на существующие проблемы, эксперты отрасли смотрят в будущее с оптимизмом. Развитие цифровых технологий открывает новые возможности для оптимизации работы такси, повышения безопасности и улучшения качества услуг. Главное — найти правильный баланс между регулированием и свободой предпринимательства, чтобы создать условия для здорового развития рынка.
В целом, текущая ситуация на рынке такси отражает более широкие тенденции в экономике, связанные с цифровизацией и изменением моделей занятости. Умелое управление этими процессами может привести к созданию более эффективной и удобной для всех системы пассажирских перевозок.
Важно отметить, что решение проблем в сфере такси требует комплексного подхода и участия всех заинтересованных сторон — от водителей и пассажиров до агрегаторов и государственных органов. Только совместными усилиями можно создать систему, которая будет отвечать интересам всех участников рынка и способствовать его устойчивому развитию.
Источник:www.kommersant.ru