Техника терра мастер класс

  • автор:

Мастер-класс по декорированию: Панно в технике «Терра»

Любовь Данилович

Материалы, необходимые для работы:

( перечислю именно те материалы, с которыми работала я, а в скобках напишу то, чем их можно заменить)

  • Затирка для плитки (цемент, шпатлёвка, плитонит)
  • Песок речной (любой, можно с мелкими камушками)
  • Клей ПВА
  • Кусок ДВП размера вашей рамки (лучше оргалит или фанеру)
  • Грунт – аэрозоль
  • Краска в баллончике (акриловая или гуашь)
  • Рамка
  • Природные материалы: шишечки туи и ольхи, листья пальмы, стебли хвоща, ячневая крупа
  • Посуда для раствора (желательно одноразовая)
  • Пластиковая ложечка
  • Пульверизатор с водой
  • Зубочистка или тоненькая палочка (для вдавливания мелких деталей)

На фото только не хватает крупы.

Можно на листе бумаги или картона выложить основные направления нашего коллажа, так будет легче подобрать по размеру нужный материал и «нарисовать» будущую картину.

Вырезаем нашу основу по размеру рамки. Затем наносим грунтовку для лучшего сцепления раствора с основой. Затем вставим основу в рамку и очертим карандашом по периметру рамки ту часть, которая будет видна.

Основа готова к нанесению раствора.

Готовим раствор:
1. в равных пропорциях смешиваем песок с плитонитом (цементом, шпатлёвкой), у меня было примерно по половине стакана, т.е. получился стакан. Песок нужен для того, чтобы раствор в процессе сушки не потрескался. Я с этим столкнулась в первой своей работе, когда песок не добавила.
2. в равных пропорциях смешиваем клей ПВА и воду (здесь объём должен быть меньше примерно в два раза, чем в пункте 1)
3. разведённый клей постепенно вливаем в сухую смесь до консистенции густой сметаны. Раствор не должен растекаться.
Наносим раствор на подготовленную основу.

Разравниваем при помощи ножа или ложки – как кому удобней. Ту часть, которая за карандашной линией оставляем не тронутой. Здесь слой раствора примерно 5 мм.

Теперь пластиковой ложечкой придаём рельеф, соответствующий нашей композиции.

Начинаем укладывать, вдавливая в раствор, наши элементы.

В процессе работы нужно следить, чтобы раствор не засыхал, для этого под рукой должен быть пульверизатор с водой.

Бывает, что нечаянно заденешь раствор и нарушишь весь рельеф.

В этом случае берём ложечку, смачиваем её в воде (обязательно!), и мокрой ложкой подправляем наши огрехи.

Подравняли.

Элемент за элементом, шишечку за шишечкой. Когда я поняла, что шишки плохо держатся, с нижней стороны я у них немного общипала чешуйки, как бы сделала плоской нижнюю часть (ту, которая в растворе).

Крупу просто насыпаем, и сверху чуть — чуть приглаживаем МОКРОЙ ложкой.

Вот что получилось. Теперь на сутки оставляем сушиться.

Высохло.

Наносим грунт (аэрозоль). После нанесения грунта видим, что шишки не прокрасились, тоненькой кисточкой акриловой краской прокрашиваем их. На фото – два ряда уже покрашены, а один – нет.

Красим краской – спрей в желаемый цвет. Я использовала 3 цвета: сиреневый, золотой, серебристый.
Вставляем в раму. Готово!

Фрагменты крупным планом.

Цвет играет под разным углом зрения… То золотой.

То сиреневый.

Чем хороша техника создания коллажей, получившая название Терра, так это тем, что в ней ничего невозможно испортить. Даже если в творческом процессе что-то пойдет не так и изначальную идею воплотить не удастся, это все равно будет потрясающе красиво.

Автор статьи: Наталья Кочеганова

К истокам

У терры есть автор — Фридхельм Раффел — известный немецкий флорист и художник. Помимо терры он придумал еще много разных флористических коллажных техник и написал несколько книг, посвященных флористическому дизайну и созданию декоративных панно. Несмотря на то, что книги Раффела не издавались на русском языке, а работ его в интернете не отыскать, сама техника терра очень полюбилась российским мастерицам.

Многогранность воплощений

Панно, выполненные в техники терра, впечатляют своей неординарностью и многообразием форм. Они могут передавать как конкретные художественные изображения, так и волнующие неоднозначные абстракции. Игра объема, цвета, фактур создает многозначность образов. Да что говорить, лучше посмотреть.

Не забудьте украсить дом к Новому году!

Пойду в штукатуры

Базой создания работ является штукатурка. Штукатурный слой наносится на основу, предварительно смоченную и загрунтованную слоем клея ПВА. Так как конечная картина имеет большой вес, основу нужно брать прочную, например, ДСП. Обычный картон не подойдет.

Штукатурка наносится при помощи шпателя или руками слоем 5-10 мм. И тут начинается первый творческий раунд — создание фактуры. Прочертить линии или волны, создать рельеф, сделать оттиски какими-то предметами — все, что только пожелает ваша фантазия.

Совет: штукатурка очень сушит кожу рук, обязательно надевайте резиновые перчатки.

Мусор не выбрасывать!

Главная художественная составляющая коллажа — всякая всячина, которая выкладывается на сырой штукатурный слой и вдавливается в него. Листья, цветки, хвоя, корки, скорлупа… Да все, что угодно. Важно! Все растительные ингредиенты должны быть предварительно хорошо просушены. Не возбраняется использовать и искусственные компоненты — бусины, пуговицы, кусочки ткани. После того, как коллаж выложен, его нужно оставить на просушку в течение суток.

Совет: если вы хотите реализовать какую-то художественную идею, разложите составляющие вашего коллажа на ДСП до начала работ. Сфотографируйте результат и ориентируйтесь на него.

Красочная история

Далее картину нужно разрисовать. О! Тут полная свобода творчества, как в выборе красок (акриловые, гуашь и даже акварель), так и в способе нанесения (баллончик, кисти). Вы можете создать единый тон на всей картине, поиграть с интенсивностью цвета для разных участков. А можете поверх основного тона прорисовать тонкой кистью детали. Кстати, один из возможных вариантов колорирования — это добавление краски сразу в штукатурный раствор. В общем, в вопросе оживления композиции цветом нет никаких рекомендаций, все в ваших руках.

После высыхания красок панно можно покрыть лаком. Но для начала дайте себе немного времени полюбоваться содеянным, возможно через день другой вам захочется добавить цвета.

Техника терра — удивительное сочетание творчества природы и человека — слияния, казалось бы, несоединимых вещей в единое прекрасное целое.

Мастер-класс по изготовлению флористического коллажа в технике «Терра» «Морской бриз» для педагогов

Ольга Помогаева
Мастер-класс по изготовлению флористического коллажа в технике «Терра» «Морской бриз» для педагогов

МАСТЕР – КЛАСС

Флористический коллаж в технике «терра»

«Морской бриз»

Помогаева О. О., педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДЮЦ «Созвездие»

г. Таштагол, Кемеровская область

Цель:

— развитие творческих способностей средствами создания коллажа своими руками.

Задачи:

— познакомить и обучить участников мастер-класса с основными приемами работы в технике «терра»,

— научить поэтапному выполнению коллажа

— способствовать развитию творческого мышления и фантазии

— развивать мелкую моторику рук и навыки работы с природным материалом,

— воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, бережное отношение к окружающему миру.

Наглядные пособия: фотоальбом, работы педагога

Участники: педагоги школ, воспитатели, дети

Материалы и инструменты: рамка деревянная, лист ДВП (под размер рамки, акриловая или масляная шпатлевка, клей ПВА, кисти шпатель, краски акриловые или гуашевые, сухоцветы, ракушки, марблс, бусины, декоративная сетка, волокно сизаля, декоративные элементы.

Ход мастер-класса

1. Организационный этап

1.1. Презентация педагогом своей деятельности

Педагог: Здравствуйте, меня зовут Помогаева Ольга Олеговна, я педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. В учебно-воспитательном процессе центра «Созвездие» реализую три программы; «Колорит», «Мастерилка» и «Художественный труд и ИЗО» для дошкольников. Программы художественной направленности, направлены на разный уровень детей. Реализация программы предполагает теоретические и практические занятия по разным разделам, темам.

1.2. Введение в тему

Педагог

Особенностью программы является то, что каждый ребенок может попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, а затем реализовать себя в этом направлении. Художественная деятельность детей на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости, в объеме, с натуры, по памяти, по представлению, обсуждение работ товарищей, результатов собственного, коллективного творчества, индивидуальной работы в творческом объединении, изучение художественного наследия.

Одним из разделов в моих программах есть знакомство и работа с нетрадиционными техниками и материалами, что детям очень нравится. Вот и мы с Вами познакомимся с такой техникой как «терра»

2.1. Знакомство с технологией изготовления коллажа в технике «терра»

Техника «терра» — это создание объемных картин, которые позволяют по-новому передать разнообразие окружающего мира. Коллажи в данном стиле в наше время очень модны, так как являются оригинальным дополнением интерьера.

Картины и фотографии, украшающие наши жилища, теряют свою популярность: они перестали удивлять, утратили чувство новизны, и создается впечатление, что их уже видели много раз. Вот тут и поможет техника «терра», благодаря которой можно создавать неповторимые, эксклюзивные композиции, используя разнообразные материалы.

Терра (от лат. terra – земля) Основоположник художник и флорист из Германии – Фридхельма Раффела. Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике. Многому, что в обыденной жизни воспринимается как сор, в коллажах находится место. Обаяние техники «терра» — в ее многозначности. С ее помощью можно воспроизвести объем, глубину, цвет, игру светотени, разнообразие фактуры. Многое связывает коллаж «терра» с живописью.

Автору коллажа удается увидеть в осколках стекла, разбитой посуде, засохшей лимонной кожуре фрагменты уникального мира. Вообще говоря, коллаж всеяден: в качестве материала для него подходит практически все. За основу коллажной композиции можно взять фотографию или картину, но копировать уже существующее изображение не нужно — к нему достаточно обратиться как к подсказке. У художника — коллажиста развивается особое восприятие мира: для него нет неинтересных вещей. Любой обрывок бумаги или лоскуток ткани может превратиться в историю, сюжет, мотив будущей композиции.

Коллаж обладает таким арсеналом выразительных средств, таким количеством техник и творческих приемов, каким не обладает, пожалуй, никакой другой вид изобразительного искусства. У многих наверняка остаются сухоцветы, веточки, семена различных растений, ракушки и желуди, яичная скорлупа и многие другие мелочи которые на первый взгляд кажутся не нужными. Не спешите их выбрасывать. Попробуйте сделать коллаж в технике «терра». Картину в технике «терра» можно делать на любой плотной основе, например, на ДВП, картоне, стекле или фанере. Флористические материалы закрепляются с помощью специально подготовленного раствора, или шпатлевки. Конечно, флористические коллажи потребуют терпения и кропотливой работы. Но в итоге пейзажи, натюрморты, графика, абстрактные картины, выполненные самостоятельно, станут неповторимым украшением интерьера, и вызовут искреннее восхищение ваших гостей.

2.2. Поэтапное изготовление коллажа

1. Лист ДВП необходимо покрыть одним слоем клея ПВА с шероховатой стороны. Это необходимо сделать для того, чтобы раствор хорошо держался. Дайте листу просохнуть около 10 минут. А пока приступайте к следующему этапу.

2. Возьмите шпатель и нанесите раствор (шпатлевку) в хаотичном порядке на лист ДВП. Расположение раствора на листе зависит от того какой текстуры вы хотите добиться (это могут быть волны, либо линии, круги и т. д.)

3. Кистью в раствор добавьте цветовой гаммы любыми красками (гуашь, акрил) в вашу работу. Это можно сделать сразу, по сырой массе, или когда работа высохнет.

4. А теперь наступает самый интересный момент – создание самого коллажа из природных материалов.

Для начала расположите самые крупные элементы коллажа, это могут быть большие ракушки, сетка, звезды, палки, камни, коряги и т. д. Затем укладываем по размеру меньше. После этого в самом завершении работы можем посыпать цветной песок, камушки, марблс, декор, и т. д. После того как работа высохнет, ее можно тонировать. Придать еще большего эффекта, глубины или света. Позвольте разыграться Вашей фантазии!

3. Заключительный этап

Выставка работ

Педагог организует выставку работ участников мастер-класса

3.1. Обратная связь

Педагог предлагает ответить на вопросы:

1. Полезна ли для Вас информация, которую вы сегодня узнали?

2. Сможете ли вы применить эту информацию в дальнейшем и где?

3. Понравился ли вам мастер – класс? (оцените по 5 – балльной шкале)

3.2. Подведение итогов

Педагог.

Сегодня вы познакомились с основными приемами работы в технике «терра», научить поэтапному выполнению коллажа, создали свой неповторимый «Морской бриз», который может служить украшением вашего интерьера. Он будет напоминать вам о нашем с вами знакомстве, а может быть о море.

Данный вид деятельности может применяться на занятиях в учреждениях дополнительного образования, во внеурочной деятельности в школе, для организации содержательного досуга в семье.

Список литературы:

1. Суханова Н. П. Картины из цветов. Флористический коллаж / Н. П. Суханова – М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

2. Дубровская, Н. В. Аппликации из природных материалов / Н. В. Дубровская. — М. : АСТ; СПб: Сова, 2008. 80с. : ил.

Творческие работы участников мастер класса:

LiveInternetLiveInternet

Если у вас остались остатки от детских поделок сухие ветки, листья и растения, плоды, ракушки, желуди, осколки форфора и стекла — это не значит, что их надо выбросить. Вы просто не знакомы с техникой «Терра». Коллажи из натуральных материалов помогут создать в доме особую атмосферу уюта.

Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике. Многому, что в обыденной жизни воспринимается как сор, в коллажах находится место. Предметы, казалось бы, неинтересные сами по себе, будучи встроенными в работу, становятся частью своего рода мистерии, игры, спектакля, в котором им отведена значительная роль. Обаяние техники «терра» — в ее многозначности. С ее помощью можно воспроизвести объем, глубину, цвет, игру светотени, разнообразие фактуры. Многое связывает коллаж «терра» с живописью. На высохший раствор накладывается колористический тон. Тон — это основной цвет всей композиции или какой-либо ее части.

Большое значение в коллажах «терра» отводится фактуре: характеру поверхности, способу обработки.

Для работы потребуется емкость для замеса раствора, пульверизатор для смачивания, шпатель, резиновые перчатки для работы, палитра для разведения красок, кисти для нанесения краски. Малярными кистями с искусственно щетиной размером 20, 20, 58 мм прорисовывают фон, художественными от 2 до 12 размера прописывают детали и небольшие фрагменты композиций.

Потребуются также шило, проволока, скрепки, ножницы, плоскогубцы. Разумеется придется использовать различный «мусор», выбор которого будет зависеть от вашего видения картины. Это могут быть и засохшие листочки, обрывки бумаги, кусочек стеклышка, скорлупка, пуговица, тесемка, веревочка. Даже трудно предсказать, что можно использовать в творческом порыве.

Коллажи обычно тяжелые, поэтому основу надо выбирать толстую. Из красок наиболее подходит гуашь.

В коллаж встраивать можно только сухие растения. Сушить под прессом нельзя, так как растения, листья теряют свою форму, объем. Поэтому растительный материал сушите на воздухе. Причудливые формы вам будут даже на руку.

Легкие материалы крепятся с помощью раствора, тяжелые: орехи, шишки, каштаны, желуди — привязываются тонкой проволокой (желательно приобрести флористическую проволоку).

При составлении композиций опытные художники используют даже насекомых. Разумеется засушенных. Для этих целей вам потребуются энтомологические булавки. Обычные иголки и булавки не годятся. Проще использовать в работе тряпичных насекомых.

Бисер используют в связке, та ккак отдельные горошины «потеряются» в сюжете.

Богат на свою выразительность такой материал как ткань.

Техника изготовления фона

Основные техники — это граттаж, фотттаж и декалькомания.

Граттаж — способ «перевести» узор какой-либо поверхности — дерева, металла, фактурного стекла: свернутых произвольно бечевок и т. д.— на холст. Расстелив холст поверх предмета, нужно нанести на него краску — и фактура материала отпечатается на основе. Получившийся абстрактный рисунок подсказы наст сюжет или тему будущей картины. Художник дорисовывает произвольный орнамент в соответствии со своими ассоциациями.

Подобным же образом используется прием декалькомании. Краску выливают на лист бумаги, накрывают сверху вторым листом, а затем разъединяют их. Всматриваясь в отпечатавшийся на бумаге абстрактный рнсунок, можно разглядеть фигуры, пейзажи, образы.

Фроттаж — еще один способ нанесения отпечатка. На натертую графитом фактурную поверхность накладывают бумагу и получают на ней отпечаток, повторяющий узор фактуры. Описанные техники создания фона используются во многих флористических коллажах. Например, на созданную методом декалькомании основу наклеиваются растительные материалы, образующие гармоничное по колористике панно.

Иначе создается фон в коллажах «терра». Б качестве основы используется не ткань, не бумага и не стекло, а лист достаточно тяжелого строительного материала (оргалит, фанера и т. п.). На него наносится рабочий раствор. Накладывать раствор можно как шпателем, так и руками, как достаточно толстым слоем, так и тонким.

Особенность распределения дополнительного материала в коллажах «терра» заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а «вмазывается» в раствор, вводится в фон. После этого излишки раствора аккуратно вычищаются и коллаж сохнет.



Основные техники работ

Техника лепки предполагает работу с самим раствором, создание форм-предметов руками, без дополнительного материала.

Раствор-основа отличается пластичностью, которая позволяет создавать объемные изображения. На нанесенную основу накладываются дополнительные порции раствора и формируют задуманную форму.

При составлении композиций используеются различные растения: листья, цветы, кору, ветки, ягоды и т. д. В коллажах «терра» природный материал не приклеивается к основе, а закрепляется с помощью раствора. Работать с природными элементами нужно очень осторожно, чтобы сохранить фактуру листа или цветка, поскольку раствор скрадывает рельеф материала. Если залить их раствором, работа станет беднее, лишится выразительности, живости. Поэтому пользуются техникой вдавливания, которая требует особой аккуратности, тщательности, опыта.

Интересные узоры, фактуры, рельефы легко создавать, используя технику оттиска. Подойдут разнообразные твердые материалы, которые можно зафиксировать, вдавив в раствор: и макаронные изделия, и сухие ягоды, к крупы, и косточки, и фасоль. Поскольку этот материал содержит влагу или легко ее впитывает из влажной основы, после высыхания он легко выпадает, оставляя очень интересный рельефный рисунок.

Коллажам «терра» подходят рамы со сложным рельефом. В то же время багет не должен отвлекать от самой работы, скоре обязан подчеркнуть достоинства и индивидуальность композиции.

Галерея коллажей

Мы коснулись лишь небольшой части основ составления коллажей в технике «терра». Но и этого, на первых порах, вполне достаточно, чтобы оценить новую технику. Дальше дело за вами. Пробуйте, экспериментируйте, ищите.

Техника «Терра» — моё новое творческое увлечение.

Наталья Плахтеева
Техника «Терра» — моё новое творческое увлечение.

Есть очень интересный вид изобразительного искусства — техника «Терра», и я давно хотела попробовать «свои силы» в этом новом для меня виде творчества.

Композиции в стиле «Терра» выполняются в коллажной технике. Коллаж в переводе с французского означает «наклеивание» на основу каких-либо материалов, отличающихся от неё по цвету, форме и фактуре.

Особенность техники «Терра» — в её многогранности. С её помощью можно показать объём, глубину, цвет, использовать и ярко выразить разнообразные фоны и фактуры.

В качестве основы в коллажах «Терра» используется прочный материал. На него наносится краска или рабочий раствор. Затем накладывается цветной тон. Тон — это основной цвет всей композиции. Большое значение в композициях техники «Терра»отводится фактуре: характеру поверхности, способу обработки.

Интересные узоры и рельефы получаются методом оттиска. Подходят разнообразные твёрдые материалы или вдавленные в раствор сухие растения. Их причудливые природные формы смотрятся очень оригинально.

При составлении композиций используются различные растения: листья, цветы, кора, ветки. Работать с природным материалом надо очень осторожно, чтобы сохранить фактуру и целостность листа или цветка. Если залить их раствором или краской, композиция будет выглядеть «бледнее», утратит свою выразительность.

Часто то, мы называем «бросовым материалом», находит своё «почётное» место в коллажах техники «Терра».У меня остаются заготовки для детских поделок: сухие ветки, листья, плоды, ракушки, камушки, кожура цитрусовых. Стараюсь их не выбрасывать для дальнейшего творческого использования.

Для составления этой композиции,я использовала следующие материалы:

— ветки растений;

— цветы, сделанные из кожуры апельсинов;

— природные самоцветы;

— краска серебряная, серая, алая;

— клей;

— нижняя часть коробки из-под торта.

Ваза, выполненная в технике «Терра» способом вдавливания в рабочий раствор, нанесённый на поверхность красивой по форме бутылки, морских ракушек и их фрагментов, маленьких камушков, перламутровых бусин.

Когда композиция высохнет, можно приступать к цветовому оформлению по своему желанию.

Предметы, неинтересные сами по себе, удачно встроенные в работу, становятся частью загадки, которой отведена определённая роль во всей композиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *