Растения в болоте

  • автор:

Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.Задание№24.

I. Лексические средства.

1)Слова одной тематической группы

2)Родо — видовые слова

3) Лексический повтор (в том числе однокоренные слова)

4)Синонимы (в том числе контекстные)

5)Антонимы ( в том числе контекстные)

6)Описательный оборот

Зима…мороз…снежок..сугробы..иней…

Миллионы разных цветов …лиловые колокольчики…белая кашка…

С удовольствием читал эту книгу. Читал долго, размышляя и возвращаясь к уже прочитанному.

Мимо плыли полянки…. Убегали овраги…

Всю желчь я буду сбывать в этот дневник.

На устах останется только мёд.

Над головой раздался стук дятла.

Лесной доктор обследовал больное дерево.

II. Морфологические средства.

1)Союзы, союзные слова, частицы

2)Местоимения:

-личные

-указательные

3)Наречия

За окном опять метель. Зато на печке-то как тепло да уютно.

Звуки становились тише. Они почти растворились в летнем зное.

Этот зной усыплял всё живое вокруг.

Вдруг… Сначала… Потом… Внизу… Справа… Рядом…

III.Cинтаксические средства.

1)Синтаксический параллелизм

2)Парцелляция (расчленение конструкции)

3)Неполные предложения

4)Вводные слова и предложения.

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

Опять язвительности. Жалкие, бессильные.

О чём мы говорили? О разном.

Наверное, все знают о том, что… Оказывается,… Пожалуй, самое интересное…

Внимание!

1. Указанные средства связи не являются обязательными для всех текстов. Их использование зависит от содержания темы текста, особенностей авторского стиля, формы повествования.

2. Связь предложений в тексте может быть не только контактной, но и дистантной (т. е. связываться могут и удаленные друг от друга предложения).
3. Не следует путать связь между отдельными предложениями в тексте со связью между частями сложного предложения.

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов (способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.
Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.
Наконец мы увидели мореН. ОноД было огромным и очень спокойнымН. Но это спокойствиеД было обманчивым.
Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.
При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
Леса оздоровляют землю. ОниД не только исполинские лаборатории, дающие кислород. ОниД поглощают пыль и ядовитые газы. ИхД справедливо называют «легкими земли».
Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т. п.).

Алгоритм выполнения задания:

1.Помните, что вы должны определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, то есть рассматриваемое Вами предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ, — с тем, которое находится до этого предложения.

2. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.

3.Необходимо твёрдо выучить разряды местоимений, так как местоименная связь наиболее востребована в заданиях этого типа.

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Личные

Ед. ч. мн. ч.

1 л. — я мы

2 л. — ты вы

3 л. — он, она, оно они

Возвратное

себя

Вопросительные

кто, что, какой, чей, который, сколько, каков

Относительные

кто, что, какой, чей, который, сколько, каков

Неопределенные

Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Притяжательные

мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их

Указательные

тот, этот, такой, таков, столько, сей (устар.)

Определительные

весь, всякий, каждый, сам, любой, иной, самый, другой

При склонении некоторых местоимений изменяется все слово: я – мне, ты – тебе…

Различай разряды местоимений.

Ср. Её (его, их ) книга – чья? – притяжательное местоимение.

Мы увидели её (его, их) – кого? — личное местоимение.

Кто сегодня дежурный? – вопросительное местоимение.

Мы не знаем, кто сегодня дежурный — относительное местоимение.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ:

(20)По двору, там и сям, были разбросаны деревянные домики, занесённые снегом, забитые досками. (21)С ранней весны и до глубокой осени через город проходили переселенцы. (22)Их бывало так много, и так они были бедны, что добрые люди выстроили им эти домики, которые сторожил Митрич. (23)К осени дома освобождались, а к зиме не оставалось уже никого, кроме Митрича и Аграфены да ещё нескольких детей, неизвестно чьих. (24)У этих детей родители либо умерли, либо ушли неизвестно куда. (25)Всех таких детей набралось у Митрича в эту зиму восемь человек. (26)Он поселил их всех вместе в один домик, где и собирался нынче устроить праздник.

ОТВЕТ:___________________

Задание№2.Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза, указательного местоимения и форм слова.

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

ОТВЕТ:___________________

(13)Память может что-то объяснить, она может быть даже орудием исследования. (14)Одним людям память дана как наказание, другим — как ответственность. (15)Человек не может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать.

(16)Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединён от настоящего и локализован. (17)И я думаю, что такой памятью-ответственностью и памятью познания были наделены и Михаил Шолохов, и Леонид Леонов, и Алексей Толстой, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18)Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, никогда не терявшее своей новизны открытие. (19)Двадцатые, а также тридцатые годы, таким образом, всеобъёмно исследовались советской литературой.

ОТВЕТ:___________________

(15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу. (16)»А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17)Вот, например, идёт богатая похоронная процессия. (18)Шестерня лошадей в чёрных попонах везёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19)Факельщики важно выступают с фонарями. (20)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (21)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22)Пригрел ли бедняка? (23)Конечно, нет… мишура!»

ОТВЕТ:___________________

— (28)И шесть рублей будет многовато. (29)Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30)Только вы уж осмотритесь хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна…(31)»Нда-с, так вот — жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32)За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33)Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка. (34)Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца…

ОТВЕТ:___________________

1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (3)Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился – он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.

ОТВЕТ:___________________

(22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.

(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою.

ОТВЕТ:___________________

(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…

(4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!

ОТВЕТ:___________________

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень. (35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

ОТВЕТ:___________________

(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

ОТВЕТ:___________________

Самостоятельная работа.

Задание№1.

1.Среди предложений 36-42 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(36)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня — необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было — навсегда и непоправимо — разминуться с ней. (39)И обездолить себя.

ОТВЕТ:___________________

2.Среди предложений 10—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного словосочетания. Напишите номер этого предложения.

(10)Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела — и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно явно остановилось вместе с сердцем — стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки… (12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает.

ОТВЕТ:___________________

3.Среди предложений 30-35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи подчинительного союза. Напишите номер этого предложения.

(30)И волноваться, мне кажется, стоит! (31)Это не так давно произошло, фактически лет десять-пятнадцать мы так активно обсуждаем проблемы русского языка, в 1990-е это не обсуждалось. (32)В советское время это обсуждалось, но только с точки зрения пуризма, например, с точки зрения невозможности говорить слово «пока», потому что это вульгарно и недопустимо. (33)Но мы видим, что «пока» говорят все, и образованные люди в том числе. (34)Так что само волнение я расцениваю, скорее, как положительный фактор. (35)Значит, нам интересен русский язык!

ОТВЕТ:___________________

4. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги — от асфальта и булыжника…

(2)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной белыми, слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». (3)В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто», а телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (4)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днём писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки.

(5)Иногда, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и город, приглашала ожидавших к своему окошку. (6)Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну: там никто не снимает трубку, дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждёт…

ОТВЕТ:___________________

5. Среди предложений 19—25 найдите такие, которые связаны с предыдущими с помощью синтаксического параллелизма. Напишите номера этих предложений.

(19)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те, кого матери охотно отпускали в школу, несомненное меньшинство, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы.

(20)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель — и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? (21)Какой Радищев? (22)Какой Гоголь? (23)Какой Пушкин, в конце концов? (24)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать. (25)Да и сами они только этого и желали.

ОТВЕТ:___________________

6.Среди предложений 28-33 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

(28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я — доблестный хозяин — к тётке присоединился.

(З0)Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся. (31)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (32)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку.

(33)Встал на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова.

ОТВЕТ:___________________

7.Среди предложений 21—26 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза, определительного и указательных местоимений, а также лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(21)»Ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» — и уйдёшь. (22)И всё-таки я не мог бы определить, в чём заключается тайна этого художественного произведения и что именно, какие черты, какие линии животворят, выпрямляют и расширяют скомканную человеческую душу.(23)В самом деле, всякий раз, когда я чувствовал неодолимую потребность выпрямить мою душу и идти в Лувр взглянуть, всё ли там благополучно, я никогда так ясно не понимал, как худо, плохо и горько жить человеку на белом свете сию минуту. (24)Никакая умная книга, живописующая современное человеческое общество, не даёт мне возможности так сильно, так сжато и притом совершенно ясно понять горе человеческой души, горе всего человеческого общества, всех человеческих порядков, как один только взгляд на эту каменную загадку. (25)И обо всём этом думалось благодаря каменной загадке, она выпрямляла во мне скомканную теперешнею жизнью душу человеческую, знакомила, неведомо как и в чём, с радостью и широтою этого ощущения.(26)Художник брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, ловя во всём этом только человеческое; из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что есть в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на перчатку скомканную, а не на распрямлённую.

ОТВЕТ:___________________

8. Среди предложений 20—24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи частицы. Напишите номер этого предложения.

(20)Они не суетны. (21)Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями. (22)Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили. (23)Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки. (24)Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную.

ОТВЕТ:___________________

9. Среди предложений 31-37 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

— (31)Мама, — донеслось из телефона строгое. — (32)Говори по делу. (ЗЗ)Мы же объясняли: тариф.

— (34)Прости Христа ради, — опомнилась старая женщина. (35)Её ведь предупреждали, когда телефон привезли, что он дорогой и нужно говорить короче — о самом главном.

(36)Но что в жизни главное? (37)Особенно у старых людей…

ОТВЕТ:___________________

10. Среди предложений 103–110 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи синонима и парцелляции. Напишите номер этого предложения.

ОТВЕТ:___________________

Задание№2.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)»Посеешь поступок — пожнёшь привычку; посеешь привычку — пожнёшь характер; посеешь характер — пожнёшь судьбу». (2) Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3) ______ состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.

1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Человек, формируя определённые привычки, создаёт свой характер и сам строит свою судьбу.

2. Древние говорили, что в основе характера лежит привычка, а характер лежит в основе судьбы.

3. Судьба человека зависит от его привычек и характера, и сам человек определяет, какой она будет.

4. Во фразах древних всегда заложен глубокий смысл, и эта пословица не исключение.

5. Состояние организма, здоровье человека, его работоспособность зависят от мелочей.

ОТВЕТ:___________________

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Болотная трава — слово из 5 букв

Определения из сканвордов слова РОГОЗ

  • «Эскимо на палочке» из болотной травы
  • растения
  • болотная трава
  • болотная трава для корзин и циновок
  • болотное растение
  • болотный кустарник для плетения корзин
  • болотный поставщик веток для корзин
  • болотный поставщик для плетения корзин
  • вид тростника
  • водная трава
  • водное растение
  • водное травянистое растение
  • водное травянистое растение с толстым, плотным черно-бурым початком на высоком стебле (куга, ситник, озерный камыш)
  • высокая болотная трава
  • его путают с камышом
  • копьевидный тростник
  • прибрежные заросли
  • растение для набивки подушек
  • растение с болота
  • род многолетних водных трав семейства рогозовых
  • семейство водных травянистых растений с цилиндрическим соцветием в виде початка
  • стебли и листья этого растения используют как строительный материал, для плетения корзин, а корневища, богатые крахмалом, — пища выхухоли, ондатры, нутрии
  • трава из плавней и болот
  • эту траву иногда называют камышом
  • трава для корзин
  • трава с прочным стеблем
  • многолетняя высокая болотная трава
  • трава для циновок
  • из какой травы корзины плетут
  • многолет. высокая болотная трава
  • тростник в виде копья


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru



Описания и иллюстрации взяты из компьютерного определителя ягод и других сочных плодов России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, «Экосистема», 2017). Приобрести его можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

***

класс Однодольные, семейство Ароидные, род Белокрыльник

Белокрыльник болотный — Calla palustris

На Урале белокрыльник известен под названием «богородицына помощь (помочь)» — там в народной медицине он используется как универсальное средство: болеутоляющее, слабительное, антиревматическое, противовоспалительное и др.

Происхождение названия. Латинское родовое название Calla было взято Карлом Линнеем из «Естественной истории» Плиния Старшего.

Описание растения. Белокрыльник болотный — сочный ползучий гидрофит (растение, наполовину растущее в воде) высотой 20-40 см с крупными блестящими округло-сердцевидными листьями (15-20 см) на длинных черешках.

Корневище членистое, ползучее, полое и толстое (в поперечнике 0,8-2 см). Симподиально ветвится; на живых участках в узлах от него отходят многочисленные мочковатые придаточные корни, длина которых часто достигает 60 см. Живое корневище со стеблем достигает 1 м длины, а на сплавинах — до 1,4 м. По А. Кернеру, «стебли … белокрыльника … производят впечатление, точно по земле ползут черви». Если корневище стелется по поверхности субстрата, то имеет тёмно-зелёную окраску. Междоузлия корневища неравные, от 0,4 до 6 см длиной. На узлах после отмирания листьев остаются кольцеобразные рубцы. Корни белые, имеют на всем протяжении одинаковую толщину (1,5-2 мм) и тупой кончик; в воде не ветвятся, в торфянистой почве образуются тонкие боковые корешки. На большинстве узлов находятся по одной пазушной почке возобновления. Корневые волоски и микориза у корней не отмечены.

Листья одиночные, очерёдные, овально-сердцевидные, с заострёнными концами и гладким краем; направлены вертикально вверх. На главном побеге их 10-20. Пластинка листа толстая, блестящая, длиной 6-16 см, шириной 5-14 см, с перисто-дуговидным жилкованием, яйцевидно-сердцевидная, у вершины оттянуто-заострённая; густозелёная сверху и более бледная с нижней стороны. Обе её стороны имеют приблизительно одинаковое количество округлых устьиц. Многочисленные боковые дуговидные жилки отходят от срединной на разных уровнях и, загибаясь вперед, сливаются в несколько жилок, доходящих до верхушки пластинки листа.

Черешок длинный, до 1 см толщиной, вогнут на адаксиальной стороне, отходит над основанием перепончатого кожистого влагалища, равного половине длины черешка, верхняя часть которого свободно выдаётся, образуя крупный язычок (лигулу). На засушенном материале черешок часто становится жёлтым или оранжевым. Язычки молодых листьев имеют форму конуса и покрывают передний конец поднимающегося побега с молодыми листьями и пазушными почками. Молодые пластинки в почке закручены, причём последующий лист закручен в противоположном направлении по отношению к нижерасположенному листу.

Цветки многочисленные, обоеполые, мелкие (до 1 см), без околоцветника, расположены по спирали. Тычинок в цветке обычно шесть (иногда до десяти). Завязь короткояйцевидная с 6-12 удлинёнными семязачатками; образована тремя или более (до шести) плодолистиками, число последних зависит от положения цветка в соцветии и, как правило, увеличивается сверху вниз. Менее трёх плодолистиков в завязи не обнаружено. Рыльце сидячее, густо покрытое прозрачными папиллёзными липкими выростами. На вершине початка имеются только мужские цветки, состоящие из шести тычинок в двух кругах. Тычиночные нити плоские, 1,5-2 мм длиной, 0,5 мм шириной, вдвое длиннее пыльников. Пыльники белые, широкоэллиптические, двухкамерные.

Цветки собраны в плотные удлинённые цилиндрические соцветия-початки до 6 см длины на толстой вертикальной цилиндрической ветви до 30 см высотой, окружённой кроющим листом-покрывалом. Покрывало имеет влагалище и яйцевидную пластинку 4-6 см длиной, наверху суженную в линейный кончик, сверху белую, снизу зелёную; влагалище без язычка или он очень маленький, реже влагалище длинное, сросшееся с цветоносом. Основание пластинки покрывала имеет два ушка, одно ниже другого. Покрывало охватывает соцветие до его распускания, образуя бутон. Обычно покрывало одно, но изредка встречаются на соцветии два, три или четыре покрывала, причем расположены они очерёдно, а их размеры уменьшаются снизу вверх. Покрывало становится зелёным после опыления цветков и служит для дополнительного фотосинтеза. Соцветие терминальное, очень редко наряду с ним возникает боковое соцветие. Высота соцветия равна длине листа или немного короче его. Пыльца растения склеена в комочки и не может летать. Опыление происходит при помощи насекомых. Время цветения — со второй половины мая по середину июня.

Описание плодов. Плоды — мелкие (в диаметре 6-8 мм) сочные красные ядовитые ягоды, собранные в густые короткие цилиндрические соплодия — гроздья. Плоды созревают примерно через месяц после цветения; в европейской части России растения плодоносят в конце августа. Ягода содержит от трёх до двенадцати семян. Зрелые ягоды заполнены прозрачной студенистой, упругой массой, расположенной преимущественно над семенами. Толщина стенок завязи, из которой образуется внешняя мясистая часть ягоды, неодинакова в разных местах. Наиболее тонка боковая стенка ягоды в месте её прикрепления к оси початка. Зрелые семена коричневые, овальные, размером 3х2 мм, с параллельными продольными неглубокими бороздками. Семена, не освободившиеся от мякоти ягоды, — фиолетовые; после освобождения от мякоти они становятся коричневыми. Семенная оболочка толстая, содержит много воздушных полостей, благодаря чему семена хорошо плавают. Поверхность семян покрыта восковым налётом, не смачивается водой. Семя содержит обильный эндосперм, в котором заключён крупный зародыш, почти равный длине семени и разделённый на трубковидную семядолю, зачаток зародышевого корешка и зародышевую почечку.

Осенью, после подгнивания цветоноса, соплодие падает на влажную почву или в воду. Плоды от разбухания разрываются, семена высвобождаются из ягод (в одном соплодии содержится 350-400 семян). В оболочке семян имеется воздухоносная ткань, по этой причине они хорошо плавают, не теряя плавучести в течение многих месяцев. Прорастают семена обычно в тех местах, где на поверхности имеется слой воды, укореняясь в отмерших остатках различных растений.

Распространение (ареал). Белокрыльник болотный — голарктический бореальный вид, обычное растение практически для всей умеренной зоны Северного полушария. Он имеет самый северный ареал в семействе Ароидные, поднимаясь вплоть до субарктического пояса.

Распространён в Северной, Центральной, Восточной и Южной Европе (Румыния, Франция), Северной Америке (в том числе на Северо-Западных территориях, Юконе и Аляске), районах с умеренным климатом в Азии (Китай, Японские острова, Корейский полуостров).

В России обычен в европейской части, Сибири и на Дальнем Востоке. Северная граница ареала идёт от центральной части Карелии на Архангельск, Мезенскую и Печорскую Пижму, доходит на север до Ижмы в Республике Коми; в Западной Сибири она спускается к 63°30″ с. ш. на Енисее, в Якутии идёт по Вилюю и поднимается по Лене до Жиганска, направляясь на восток по Алдану. Южная граница проходит фрагментарно через Воронежскую, Тамбовскую, Пензенскую, Оренбургскую области; далее через Алтайский край (Кулундинские боры), юг Красноярского края, Прибайкалье, Приамурье и Приморье к озеру Ханка. Встречается на Камчатке, Кунашире (на других Курильских островах отсутствует), Сахалине.

Местообитания. Предпочитает водные и увлажнённые местообитания с богатым минеральным питанием: его можно встретить на болотах, в канавах, на топких берегах стариц, озёр, ручьёв, на мелководьях с хорошим грунтовым или намывным питанием; часто он наполовину погружён в воду. Во время цветения и плодоношения белокрыльник становится весьма заметен на общем неярком фоне своих типичных мест обитания: весной обращает на себя внимание белизна покрывал его соцветий, позже — ярко-красные ягоды.

Белокрыльник — компонент гигрофильных и болотных фитоценозов. В эвтрофных местообитаниях, например, в черноольшанниках, вероятно, оптимальные условия для растения: он образует здесь густые и большие заросли, побеги достигают 35-40 см высоты, листья с крупными пластинками. Хорошо развивается растение также на сплавинах, образуя чистые заросли. Наиболее крупны его особи по краям сплавины. Гораздо хуже развивается белокрыльник в травяно-сфагновых сообществах. Здесь уменьшается его численность, он не образует чистых зарослей. Побеги размещены рассеянно, их высота лишь 10-15 см, листовые пластинки некрупные. Признаки сильного угнетения особенно выражены у белокрыльника в местообитаниях с мощным сфагновым покровом. В этих случаях из мха торчит только листовая пластинка желтоватого цвета небольших размеров.

Белокрыльник — типичный гигрофит, теневыносливое растение, хорошо развивается под пологом ольхи чёрной. В безлесных сообществах (на озёрных сплавинах и островках) молодые листья растения обычно свёрнуты в трубку и расположены вертикально; это расценивают как приспособление против сильного испарения воды и перегрева лучами солнца.

Охранный статус. Белокрыльник болотный находится в критически угрожаемом состоянии в Хорватии и в угрожаемом состоянии в Швейцарии и Чехии. Охраняется на всей территории Франции и Чехии. В России белокрыльник болотный включён в Красные книги Алтайского и Камчатского краёв, Белгородской, Воронежской, Курской, Магаданской, Мурманской, Самарской, Саратовской и Смоленской областей. На Украине включён в Красные книги Закарпатской, Сумской, Тернопольской, Харьковской и Черновицкой областей (Красная книга Украины).

Пищевые свойства. Несъедобен, ядовит.

Химический состав. Белокрыльник болотный — ядовитое растение, в сыром виде для человека и сельскохозяйственных животных ядовиты все его части. В растении содержатся алкалоиды (0,042%) и вещество, похожее на сапонин. Известны случаи массового отравления крупного рогатого скота.

Ткани растения содержат много кремния, флавоноиды, смолистые вещества, стерины, органические кислоты, свободные сахара. В корневищах найдены смолы, крахмал, сахара. Все части растения содержат соединения кремния. В траве 213,4 мг% аскорбиновой кислоты.

Противопоказания, предупреждения. Ядовито все растение, особенно ядовиты ягоды и корневища. Сок свежего растения оказывает местное раздражающее действие, вызывает воспаление. При попадании внутрь организма растение угнетает деятельность сердца, вызывает рвоту, оцепенение, судороги. Симптомы отравления у человека: тошнота, рвота, слюнотечение, понос, одышка, тахикардия, судороги. Первая помощь — промывание желудка и слабительные средства. Сок может вызвать раздражение на слизистой оболочке дыхательного пути, коже, глазах. Из-за вдыхания пыльцы могут быть сложные аллергические реакции.

При отравлении белокрыльником, как и при отравлении другими сапонинсодержащими растениями, у животных происходит поражение одновременно и пищеварительного тракта, и центральной нервной системы. Наблюдается слюнотечение, дрожь, тимпанит, слабый и частый пульс; очень быстро может наступить смерть.

Лечение при отравлении животных белокрыльником заключается в устранении вздутия живота, после чего животным дают слабительные средства и поддерживают деятельность сердца. Профилактика отравлений заключается в том, чтобы не допускать животных к болотистым местам, особенно в тех случаях, когда животные голодны или в течение длительного времени не получали зелёных кормов.

Хозяйственное использование. Белокрыльник отличается красотой и необыкновенной яркостью, поэтому применяется в ландшафтном дизайне — его часто высаживают около водоема. При этом важно следить, чтобы с ним не контактировали дети. Род Calla является единственным представителем подсемейства Calloideae и включает только один вид — белокрыльник болотный (Calla palustris L.). Ранее род Calla понимался более широко и в садоводстве многие виды ароидных до сих пор именуются «каллами».

Это ядовитое растение используется также в народной медицине (см. ниже).

Выращивание. Растение используют ландшафтные дизайнеры и садоводы-любители для декоративного оформления берегов водоёмов в парках и садах. Культивируемые растения неприхотливы, теневыносливы, мирятся со временным пересыханием водоёмов. Быстро разрастаясь, образуют плотный ковёр и полностью скрывают берега. Подходящие почвы песчаные, суглинистые и тяжёлые глинистые. Может расти на очень кислых, кислых и нейтральных почвах. Лучшее время для посева семян — конец лета, как только они созреют, потому что всхожесть прошлогодних семян ухудшается. Семена высевают в горшки с почвой, которые на зиму ставят в лотки с водой (около 3 см) в оранжереях. Горшки выносят на постоянное место в конце весны или начале лета, когда минует угроза поздневесенних утренних заморозков.

Белокрыльник размножается как семенами, так и вегетативно — при помощи корневищ или отламывающихся почек возобновления. Куртины белокрыльника площадью в несколько квадратных метров образуются исключительно за счёт вегетативного разрастания и размножения. Ежегодно на корневище возникают от одной до пяти боковых ветвей, которые продолжают далее существовать самостоятельно, нарастая в длину и образуя новые боковые побеги. Кроме того, вегетативное размножение происходит за счёт почек возобновления, которые отломились от основного корневища. Прилипшие вместе с почвой к лапам птиц почки могут быть перенесены птицами в другие места. В благоприятных условиях у почек образуются придаточные корни и из почек формируются новые растения.

Белокрыльник пригоден также для выращивания во влажной оранжерее или террариуме.

Применение в народной медицине. Внимание: белокрыльник болотный является ядовитым растением, поэтому перед использованием лекарственных средств из него необходима обязательная консультация специалиста, если не учитывать дозировку, то можно серьезно отравиться им, вплоть до летального исхода.

Чаще всего народные целители используют корень белокрыльника и его траву. С помощью растения можно излечить ревматизм, его используют как средство от боли. Народная медицина с помощью корня белокрыльника лечит грипп, простуду, это лучшее мочегонное, обезболивающее средство, с помощью его можно заживить укусы змеи.

Компрессам из свежих корневищ приписывали свойство вытягивать из тела волосатиков и иглы. Листья, разваренные в молоке, прикладывали к пальцам, поражённым панарицием или остеомиелитом. Отвар корневища принимали при водянке и отёках. Все части растения применяли как болеутоляющее средство при ревматизме и сифилитических язвах. Траву белокрыльника под названием «колун» использовали в XVII веке в Якутии как мочегонное средство при задержании мочи, а плоды давали детям как слабительное при грыже и запоре. Отвар подземной части использовали как отхаркивающее, противолихорадочное, при гипоксии, головной боли, гипофункции желудка. Плоды используют при полипах в носу, злокачественных новообразованиях.

В народной медицине известны рецепты настойки корневища, применяемой при укусах ядовитых змей. Ирокезы в качестве припарки от змеиных укусов используют отвар корней и стеблей. Кроме того, при укусах ядовитых змей (а также при ревматизме) применяли истолчённые свежие подземные части. Индейцы потаватоми припарками из толчёного корня лечат опухоли.

Корневище можно использовать в пищу после сушки, измельчения в порошок и тщательной тепловой обработки. Полученный порошок богат крахмалом и мспользовался раньше в качестве муки для изготовления хлеба, особенно в сочетании с мукой зерновых. Плоды и семена готовили аналогичным образом, порошок из них неприятно пахнет, но питателен. Так, в старину крестьяне северных губерний России примешивали порошок корневища к ржаной муке для выпечки хлеба (отсюда и произошло русское народное название растения — «хлебница», «хлебник» и «житница»), употребляли листья и корни (в варёном виде) на корм свиньям.

Заготавливают корневища осенью или рано весной. Корневище моют, разрезают на части и сушат при 50 градусах.

Для приготовления отвара используется сухое корневище или трава белокрыльника, 250 мл кипятка, которые настаивают около часа. Пьют трижды в день перед едой. Чай из сушёных корней используют для лечения простуды и гриппа, затруднённого дыхания, кровотечений.

Сок, выжатый из подземной части, проявляет фитонцидную, протистоцидную активность; может быть использован как инсектицид против гусениц непарного шелкопряда.

Описания и иллюстрации взяты из компьютерного определителя ягод и других сочных плодов России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, «Экосистема», 2017). Приобрести его можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии древесно-кустарниковых и травянистых растений, которая поможет сориентироваться в строении упомянутых в данном разделе растений и научит правильно определять их видовые названия.

Наши авторские методические материалы по ботанике и растениям России:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растениям России:

наглядные полевые определители-бродилки: Деревья зимой, Деревья летом, Кустарники зимой, Кустарники летом,
компьютерные цифровые (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом, Ягоды и сочные плоды,
приложения-определители растений для смартфонов и планшетов на Андроиде: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом, Ягоды (их можно ,
приложения-определители растений для iPhone и iPad: Деревья летом, Ягоды (их можно ),
карманные полевые определители: Лекарственные растения, Растения болот, Растения пресных вод, пособие «Основы гидроботанических исследований»,
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревья зимой, деревья летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии «Энциклопедия природы России» Пищевые растения.

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран — минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), — можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира — фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром «Экосистема» печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц «Грибы, растения и животные России», компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов «Как организовать полевой экологический практикум»), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Болотная трава для корзин и циновок

Также слово является ответом на вопросы:

  • Пуховое растение с болота.
  • Из этой водной травы в старину изготавливали непромокаемую ткань для пастушьих плащей.
  • Болотное растение.
  • Копьевидный тростник.
  • Стебли и листья этого растения используют как строительный материал, для плетения корзин, а корневища, богатые крахмалом, — пища выхухоли, ондатры, нутрии.
  • «Растёт на суше, голова из плюша» (загадка).
  • Водное травянистое растение с толстым, плотным черно-бурым початком на высоком стебле (куга, ситник, озерный камыш)
  • Многолетняя высокая болотная трава
  • Род многолетних водных трав семейства рогозовых
  • Семейство водных травянистых растений с цилиндрическим соцветием в виде початка
  • Высокая болотная трава
  • Водное растение
  • Трава с прочным стеблем
  • Водная трава
  • Растение с болота
  • Трава для циновок
  • Болотный кустарник для плетения корзин
  • Болотная трава
  • Трава для корзин
  • Болотный поставщик для плетения корзин
  • Трава из плавней и болот
  • Прибрежные заросли
  • Вид тростника
  • Эту траву иногда называют камышом
  • Его путают с камышом
  • Из какой травы корзины плетут?
  • Водное травянистое растение
  • Растение для набивки подушек
  • Болотный поставщик веток для корзин
  • Многолет. высокая болотная трава
  • Картинки к слову «Рогоз»

Влаголюбивые плодовые деревья и кустарники для дачи

Нередко владельцы садов сталкиваются с проблемой высокого уровня подземных грунтовых вод. Насколько глубоко залегают грунтовые воды, играет немаловажную роль для растений. Если влага располагается близко к поверхности, то растения имеют частый контакт с ней, что не дает кислороду поступать в ткани культурного растения. Отсутствие кислорода, в свою очередь, приводит к тому, что растение чахнет. Также холодная влага, которая находится под землей, неблагоприятно влияет на здоровье культур. В таких условиях, когда грунт постоянно сырой, трудно вырастить какие-либо растения.

Когда воды на участке залегают недалеко от земли, садоводам приходится это учитывать и выбирать влаголюбивые плодовые кусты для дачи. С проблемой высокого залегания грунтовых вод можно бороться также, если высадить растения с поверхностным расположением корней или разными способами заставить корневую систему растений расти не вглубь, а поверхностно. Рассмотрим подробнее первый вариант, ответив на вопрос: какие плодовые деревья не боятся грунтовых вод.

Какие виды любят влажную почву

К культурам, которым не подходит избыточное увлажнение почвы, относятся: груши, абрикосы, яблони, ели, кедры. Влаголюбивые плодовые деревья и кустарники для дачи: береза, ива, ирга, бузина, вишня, облепиха, калина, малина, смородина, черноплодная рябина, слива.

Слива влаголюбивая плодовое дерево

Оптимальная глубина, на которой залегают грунтовые воды для различных пород плодовых деревьев, различается. Таким образом, выращивание семечковых пород (груши, яблони) следует производить на почвах, где грунтовые воды залегают не ближе 3 метров. При влажности почв семечковые породы подбираются с такими свойствами, как высокая морозоустойчивость и низкорослость. Лучше для таких почв подходят яблони, привитые на подвои рябины либо айвы. Данные виды известны, как карликовые. Их отличие от высокорослых культур в том, что низкорослые виды прекрасно растут на почвах с неглубоким расположением грунтовых вод (ближняя вода находится на глубине 1,5 метра).

Косточковые породы (терн, вишня) растут на грунтах, где воды располагаются на отметке 1,5-2 метра. При уровне выше указанного корни растений попадают в воду и отмирают, а верхушки растений начинают засыхать.

На заметку! Какие фруктовые деревья любят влажную почву? К фруктовым деревьям, которые не боятся сырости, относят айву, сливу, карликовую яблоню.

Как посадить саженцы деревьев

При залегании грунтовых вод недалеко от поверхности корни растений постоянно находятся в сырости. Это приводит к их загниванию и дальнейшей болезни и гибели дерева. Для того чтобы этого избежать, необходимо поднять уровень почвы искусственным путем. В этом случае применяются насыпные холмики.

Обратите внимание! Возвышенность делается, вне зависимости от типа плодовых культур (косточковые либо семечковые).

Основные плюсы посадки на возвышенности:

  • излишняя влага быстро отводится от корней;
  • почва обогащается кислородом (увеличение воздухопроницаемости);
  • весной грунт прогревается быстрее.

Минусами являются:

  • при излишне жаркой погоде возможен перегрев корневой системы;
  • грунт быстро просыхает.

Минусы можно минимизировать укладкой мульчи на поверхность холма. Важную роль играет укрытие в зимний период. Покров помогает растению перенести перепады температур, весной, во время оттепелей, не позволяет прогреваться поверхности почвы раньше времени. Летом покров мульчи дает защиту от перегрева (засухоустойчивость), сохраняет рыхлость почвы, поддерживает влажность.

Хорошо укрытие еще и тем, что, когда дерево поливается, происходит равномерное распределение влаги, и почва не размывается. Толщина слоя должна быть не менее 15 сантиметров. Чем разнообразнее материалы, тем лучше. Для процедуры подойдут сухие листья, стебли, ветки, стружка. От грызунов стволы деревьев укрывают нетканым материалом, так как под ним стволы не подвержены сырости.

Необходимо использовать плодородные, суглинистые грунты

Рассмотрим подробнее саму систему посадки саженцев на возвышенности. Местность, где планируется посадка саженца, должна быть в полутени. Вырывается яма (размер – около 100 см на 100 см). На дно засыпается щебень. Далее следует сформировать холм. Почва для холма подходит суглинистого состава. Берется верхний почвенный слой дерново-подзолистого грунта. Высота насыпи – около одного метра. Посадка деревца производится на верхней части холма.

С ростом деревца необходимо увеличивать диаметр холма. Для того чтобы посадить саженец двухлетнего возраста, холм должен иметь площадь в форме круга и быть диаметром около полутора метров. В последующие периоды роста, а именно на второй-третий год жизни дерева, диаметр круга следует увеличить на 3-4 метра. По этой причине следует заранее определяться с местом высадки саженца с учетом расширения насыпной площади. Для того чтобы возвышенность не размывалась, ее следует укрепить при помощи каркаса и армирования сеткой. Круг возле ствола посаженного растения следует регулярно пропалывать от сорной травы.

Каркас из металла

Данных процедур, возможно, будет недостаточно при высоком залегании грунтовых вод. Также мерами по решению данной задачи является дренажная система. Но для ее реализации необходимо детальное исследование особенностей садового участка, а именно: структуры и состава грунта, глубины вод, выяснение значения естественного уклона участка.

Советы опытных садоводов

Некоторые дачники рекомендуют высаживать деревцо в посадочную яму, где на дне земляного углубления укладывается кусок пластика. Это должно остановить рост корневой системы вниз и позволить расти ей в стороны.

Также рекомендуют изготовление деревянного короба. Для этого нужно сколотить деревянный короб, размером 2х2 метра и высотой 1 м. Засыпать короб так, чтобы доски были покрыты грунтом. Для поддержания холма доски оставляют.

Интересно! Некоторые садоводы рекомендуют быть внимательнее к выбору саженцев, так как на практике некоторые растения лучше приживаются на таком грунте.

Дренаж, как правило, – дорогостоящая мера, по этой причине садоводы рекомендуют все-таки применение искусственных насыпей, так можно поднять уровень части участка на метр (зависит от того, какие деревья сажать, типа корневой системы и чувствительности растения к влаге).

Возможно выращивать деревья и кустарники на карликовых подвоях. Для того чтобы ограничить рост корневой системы, требуется прививка на водостойкие подвои других видов (на рябину прививается яблоня или груша, на тёрн – вишня). Можно ограничивать рост корня вниз. Для этого создается непроницаемая преграда (лист шифера), либо подрезается стержневой корень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *