7 типов цветовых контрастов

  • автор:

Семь типов цветовых контрастов

· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·

Искусство цвета

Оглавление:
  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 01. Физика цвета
  • Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
  • Глава 03. Цветовая гармония
  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16. Цветовой шар
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой — маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

Гёте, Бецольд, Шеврель и Хельцель указывали на смысловое значение различных цветовых контрастов. Шеврель посвятил огромный труд «симультанным контрастам». Однако наглядного и снабженного соответствующими упражнениями практического введения в изучение своеобразного проявления цветовых контрастов до настоящего времени не существует. Предпринятое в данной книге исследование цветовых контрастов является существенной частью моего труда о цвете.

Начнем с перечисления семи типов цветовых контрастов:

  1. Контраст по цвету
  2. Контраст светлого и темного
  3. Контраст холодного и теплого
  4. Контраст дополнительных цветов
  5. Симультанный контраст
  6. Контраст по насыщенности
  7. Контраст по площади цветовых пятен.

Классы цветового контраста

Поделиться

Facebook
VK
Twitter
Odnoklassniki

06 сентября 2018

Мы уже писали в блоге о психологии цвета и вскользь затронули тему цветовых сочетаний конкретно в сфере рекламы. Признайтесь, вы редко видели рекламу, оформленную только одним цветом или его оттенками? Любой бренд — это 2-3 цвета, представляющие определенный контраст.
Про влияние цвета пишут книги и этим серьезно занимаются художники и дизайнеры. Но тема цветовых сочетаний интересна сама по себе, и мы не откажем себе в удовольствии рассказать вам об этом. Зная теорию, на практике очень легко подбирать те или иные цвета, сочетать их, меняя насыщенность и радоваться цветовой гармонии.

Итак, различают семь типов цветовых контрастов.

Контраст цветовых сопоставлений

Этот контраст формируется из всех чистых цветов в их предельной насыщенности. В рекламе его используют, когда нужно показать решительность, уверенность, силу и, возможно, напористость. Зрительное восприятие подсказывает, что такое сочетание выигрышно для спортивных магазинов, клубов, для сети гипермаркетов, магазинов игрушек.

Как вы думаете, какие три цвета самые контрастные по своей яркости? Красный, желтый, синий. Любое сочетание двух из них или даже сразу трёх — самое яркое и впечатляющее. Сочный помидор и спелый лимон. Ярко-синее небо в полдень над полем подсолнухов.
Цвета второго порядка — оранжевый, зеленый фиолетовый — по контрастности слабее. Дизайнеры добиваются убедительного эффекта, смешивая цвета первого порядка с цветами второго порядка. Например, популярное сочетание красного с зеленым, синего с оранжевым, жёлтого с фиолетовым. Выбирая цвета, можно понаблюдать, как меняется интенсивность контраста, и добиться нужного эффекта.

Вам нужны одновременно красный, синий и желтый, но вы боитесь излишнего контраста? Отделите эти цвета белым или чёрным: взаимный контраст уменьшится, а оттенки сами по себе останутся конкретными и выразительными.

Мезенская роспись

В качестве примера мы не будем перебирать рекламу, а обратимся к искусству, живописи. На контрасте цветовых сопоставлений основано народное искусство. Например, хохломская роспись — это красный, жёлтый (золотисто-желтый) и чёрный. Мезенская роспись — это белый фон, на котором ярко-красные и черный орнаменты. Одним словом — радостная декоративная пестрота.

По принципу цветового контрастирования работал итальянский художник Сандро Боттичелли. Вселенскую выразительность синего, красного, жёлтого вы увидите на картине немецкого художника Маттиуса Грюневальда «Воскрешение Христа».

Контраст светлого и тёмного

День и ночь, свет и тень. Представьте абсолютно черный цвет и абсолютно белый цвет, и между ними бесконечное число оттенков серого и весь хроматический ряд. Серый цвет — тоже ахроматический. Нет точной цифры, которая бы подсказала, сколько у него оттенков. Поэтому мы скажем, что число зависит от того, насколько ваш глаз чувствителен, и насколько хорошо развито цветовое восприятие. И то, и другое можно тренировать практическими упражнениями. Соответственно, и число серых оттенков увеличится. В нашей типографии мы добиваемся точного воспроизведения цвета.

Для кого-то серый — безжизненный безразличный цвет, но в глазах многих художников он многогранен. Его характер зависит от цветов, находящихся рядом с ними. Он смягчает или дает силу. Он действует примерно как вампир: примиряет яркие противоположности, приглушая их и приобретая за счёт этого свой оттенок. Не все их них признавали серый. Например, французский живописец Делакруа отвергал его, говоря, что он отнимает силу у других цветов.

Если вы хотите увидеть самые яркие примеры противопоставления светлого и тёмного, взгляните на японские и китайские картины тушью. Это не что иное, как игра света и тени. Многогранная и интересная.

Про ахроматические цвета, черный и белый, стоит сказать отдельно. Без них редко обходятся при составлении цветовых композиций. Рядом с белым цвета темнее и ослабляют свою яркость. С чёрным наоборот — цвета ярче и светлее. Попробуйте поэкспериментировать дома с кистью и бумагой, и вы убедитесь в этом.

Контраст цвета в рекламе

Контраст холодного и тёплого

Типы цветового контраста касаются не только органов зрения. Пример тому — контраст теплого и холодного.

Где вы почувствуете себя уютнее: в комнате жёлтого или зеленого цвета? Да, зрительное восприятие и физическое ощущение температуры тесно связаны. Чтобы не быть голословными, расскажем про научные исследования по этой теме. Был эксперимент для посетителей мастерских красно-оранжевого и сине-зеленого цвета. В сине-зелёном помещении люди жаловались на холод при 15 градусах по Цельсию, а в красно-оранжевом им холодно стало лишь при температуре 11 градусов по Цельсию. Аналогично с животными. Известно, что красный цвет ускоряет кровообращение, а синий ослабляет. После скачек лошади в синей конюшне быстро успокаивались, тогда как в красной ещё долго не могли прийти в себя.

Какой цвет самый тёплый? Красно-оранжевый — сурик. Да, посмотрите на него: он как багряный костёр в осеннем лесу. Он согревает взгляд. Когда наши печатные машины воспроизводят сурик на бумаге, нас не покидает ощущение, что при касании к цвету мы почувствуем тепло.
Самый холодный цвет — сине-зеленый (окись марганца). У многих тут же представляется глубина моря, воздух. В дуэте они образуют самый сильный контраст тёплого и холодного.

Ещё со школы всем известна классификация цветов. Красный, жёлтый, оранжевый, красно-фиолетовый — тёплые цвета. Синий, зеленый, сине-зеленый, фиолетовый, жёлто-зелёный — холодные. Чёрный, белый, серый — нейтральные. Но при выборе цветовой температуры для своей рекламы помните, что и здесь всё относительно. Красный, безусловно, тёплый цвет, но по реакции на зрителя больше похож на пожар. Если вам нужна мягкая теплота, смотрите на палитру и прислушивайтесь к своим эмоциям. Многое зависит от контекста. По своему опыту работы в типографии можем сказать, что при грамотном контрасте результат не режет глаз и доносит нужный смысл до зрителя.

В свою очередь художники-импрессионисты доказали, что холодный цвет неба на протяжении всего дня вступает в контраст с тёплыми оттенками солнечного цвета. Французский живописец Клод Моне не рисовал пейзажи в мастерской, а выходил на природу. Он хотел запечатлеть мерцание света в воздухе и в испарениях земли, игру света и тени в кроне деревьев. Так, в своих работах Моне использовал контраст теплого/холодного, а не светлого и тёмного, как до этого в живописи.

Вдохновляйтесь природой. Она уже все продумала за вас.

Контраст дополнительных цветов

Представьте кляксу насыщенного желтого цвета, а рядом с ней такую же насыщенную, но фиолетовую. Эти два цвета возбуждают друг друга до максимальной яркости, но если их смешать, они взаимоуничтожатся. Получится серо-чёрное пятно. Этим явлением объясняется контраст дополнительных цветов. Вспомним уроки рисования и проверим, какие ещё цвета выступают дополнительными друг к другу. Получаются следующие пары:

— Оранжевый с синим
— Красно-оранжевый с сине-зеленым
— Красный с зелёным

Да, каждая пара при смешивании превращается в несуразный грязноватый цвет. Интересно, что в каждой паре есть три основных цвета — синий, красный, желтый. Оранжевый и синий: красный+желтый и синий. Красный — зеленый: красный и желтый+синий, и так далее.

Теперь к практике. Дополнительные цвета, если их правильно соотнести, дают прочную основу для цветового воздействия. Даже в паре они неизменны в своей интенсивности. Красный и зеленый, оранжевый и сний рождают активные сочетания, подходящие для рекламы фитнесс-центров, например.

При соблюдении баланса ваши глаза не испугаются контраста. Наоборот — в глазах создается ощущение полного равновесия.

Хотите увидеть, как природа демонстрирует такое сочетание цветов? Посмотрите на стебли и листья кустов красных роз, которые ещё не распустились. Красный цвет будущих роз смешивается с зеленым цветов стеблей и листьев, и получаются удивительные серо-зеленые и серо-красные оттенки.

Симультанный контраст

Виды цветовых контрастов включают в себя симультанный контраст. Представьте, что вы смотрите на какой-либо цвет, и ваш глаз сразу же начинает просить дополнительный к нему оттенок. Если не находит, то порождает его мысленно, и наступает зрительная гармония. Это явление и называется «симультанным контрастом» (этимология слова из латинского simultaneus — «одинаковый, похожий»). Вы лишь воображаете несуществующий оттенок. Он не существует, и его невозможно сфотографировать — это лишь ощущение.

Приведем для вас пример-эксперимент, который можно провести в домашних условиях. На большой ярко-окрашенной плоскости расположен маленький квадрат черного цвета. Накройте его листом белой бумаги. Что видите? Если плоскость красная, то квадрат покажется вам зеленоватым, если плоскость зеленая, то кварат будет наоборот — красным. На синем фоне вы представите оранжевый квадрат, а на фиолетовом — желтоватым.

Контраст цветового насыщения

Что для вас качество цвета? Говоря о нём, мы, как работники типографии, имеем ввиду его чистоту и насыщенность. Контраст насыщения — это о противоположности ярких, насыщенных цветов и блёклых, затемненных цветов.

Представьте ярко-красный. Добавьте немного белого — что получилось? Он уже не такой яркий и даже приобрел холодноватый оттенок. Если это карминно-красный цвет, то при добавлении белого он получит синеватый оттенок.

Убить яркость можно не только белым, но и чёрным цветом: он удаляет от света, темнит и глушит цвета. Если с белым жёлтый цвет бледнеет, то с чёрным он теряет свою лучистость и становится мрачным, болезненным. Фиолетовый, если смешать с капелькой черного, уведёт вас в мрачную темноту, а если с белым, то напротив — станет лиловым и моментально превратится в лёгкий воздушный оттенок, напоминающий пышный куст цветущей сирени.

Что делать, если вам нужен мягкий цветовой переход по шкале насыщенности? Возьмите белый и черный одновременно — серый. Он разбавит цвет до нужного оттенка и поможет получить нужный контраст насыщенности. С серым получаются не блёклые и не мрачные тона, а более-светлые или более-тёмные.

Действие контраста «блёклый-яркий» относительно. Например, выбранный вами цвет рядом с блёклым покажется более ярким, и в тот же время блёклым — если рядом с ним поставить более яркий цвет. Если вам нужна выразительная композиция на контрасте блеклый-яркий, ставьте яркий красный с блеклым красным, но не яркий красный с блёклым синим. Пример использования цветового контраста насыщения — картина французского художника Жоржа Де Латур «Новорожденный».

Контраст цветового распространения

Сущность этого конраста в противопоставлении «большой-маленький» и «много-мало». Конечно, цвета могут сочетаться между собой в разном соотношении. Есть определенные критерии, знание которых поможет вам предотвратить раздражающую пестроту и достигнуть зрительного баланса.

Силу воздействия цвета определяют два фактора — его яркость и размер площади, который этим цветом занят. Иоганн Гёте, несмотря на то, что был драматургом, установил простые числовые соотношения для этого. Оранжевый — 8, красный — 6, зеленый — 6, желтый — 9, синий — 4, фиолетовый — 3. Они приблизительны, и это понятно, ведь краски на разных производствах так или иначе различаются несмотря на одно и то же название. Всё решает глаз. Особенно, если у него развита чувствительность к цвету. 🙂

Попробуем разобраться, как это работает на примере двух цветов. Насыщенность желтого по Гёте — 9, а фиолетового — 3. Проводим расчёт:
Желтый:фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4:1/4
То есть желтый, как цвет, гораздо сильнее по яркости, должен занимать лишь одну треть занимаемой площади, а фиолетовый — всё остальное. Зная насыщенность других цветов, можно самостоятельно рассчитать соотношения цветовых пар.

Контраст цветовых тонов — вещь занятная. Иногда одна картинка вместо тысячи слов поможет добиться нужного эффекта: поменять настроение, изменить решение, вызвать ассоциации. Поэтому использование цветовых сочетаний в рекламе должно руководствоваться не одним желанием выбора цвета, а правилами баланса, соотношения, подчиняться ситуации и заданным целям. В своей статье мы постарались рассказать о всех типах контрастов так, чтобы вы понимали, как они действуют и как получить нужное вам сочетание.

Придумывайте самые красивые и оригинальные идеи, а мы напечатаем. Наши печатные машины чувствительны к цветам и ловят каждый их оттенок.

Интересные статьи по теме: Психология цвета в рекламе

Оцените, насколько Вам была полезна статья:

САД для СЕБЯ. Удобно, красиво и грамотно

Наш корреспондент Татьяна Николаева ищет ответ на вопрос: как сделать красивый сад своими руками. Сегодня она беседует с одним из самых авторитетных отечественных ландшафтных дизайнеров, руководителем Учебно-практического центра «Цветущая планета» Еленой КОНСТАНТИНОВОЙ. Разговор пойдет об основных моментах, которые стоит учитывать при самостоятельной реализации ландшафтных идей и планов.

Татьяна Николаева: Что такое хороший и современный сад? Существуют ли вообще критерии хорошего сада?

Елена Константинова: Да, конечно, эти принципы существуют и отлично работают на практике. Они появились давно и все, кто так или иначе связан с практикой создания садов, должен о них знать:

1. Сад должен быть КОМФОРТНЫМ и УДОБНЫМ для жизни. И это означает, что его планировка и дизайн должны быть хорошо продуманы! Это ваш сад и жить в нем предстоит именно вам. Стоит иметь ввиду, что на каждом следующем шаге создания сада вам будет сложнее исправлять ошибки предыдущих этапов. И в связи с этим совет первый – не спешите! Думайте, анализируйте и советуйтесь друг с другом! Нарисуйте для себя план будущего сада и не бойтесь его корректировать. Доверяйте своему вкусу, интуиции и жизненному опыту. Определите, какой стиль сада вам нравится и как он сочетается со стилем дома, а затем продумайте, как должно быть организовано пространство сада и какие растения вы хотите в нем видеть.

Вполне понятно, что многие вещи могут потребовать профессиональных консультаций и специальных знаний, но основные «опции и индивидуальные настройки» вашего сада нужно определить и сформулировать самостоятельно.

2. Сад должен быть КРАСИВЫМ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА. Мы называем такие сады – «садами непрерывной декоративности».

3. Хороший сад должен быть НАДЕЖНЫМ! А это означает, что его основу должны составлять надежные растения, которые хорошо зарекомендовали себя в наших климатических условиях.

4. Современный, хороший сад должен быть ТЕХНОЛОГИЧНЫМ с точки зрения ухода за ним. И это действительно важно! В идеале сад должен быть гордостью своих хозяев. Сегодня все согласны с тем, что грамотный уход за садом это залог его хорошего состояния и правильного развития. При этом не секрет, что уход за садом – довольно трудоемкое занятие, требующее любви к растениям, терпения и знаний. И если сад сделан технологично, то это во многом облегчает вашу работу или работу садовника. В идеале, работа в саду должна приносить удовольствие. Сегодня для этого вроде бы все есть. Удобные инструменты, механизмы, современные технологии, материалы, препараты, удобрения. Конечно, все это позволяет существенно облегчить работу, но если в целом сад сделан неудобно, то при уходе за ним вы, скорее всего, потратите гораздо больше времени и сил. Мы с вами можем говорить на эту тему бесконечно, но чем раньше владельцы будущего сада будут думать о его развитии и об уходе, тем лучше!

5. У каждого сада должен быть СВОЙ ОБРАЗ и СВОЯ ИСТОРИЯ. Будет здорово, если на этапе работы над проектом у вас появится образ вашего сада. Каждый сад – это живой организм. Дайте саду имя! Оно может отражать вашу идею и авторский замысел, историю места, семейные ценности и т.д. Как правило, удачные и образные названия быстро приживаются, и с них начинается история вашего сада. И мне кажется, что ценность сада определяется, прежде всего, его авторским замыслом, историей и дизайном, а не только бюджетом и статусом хозяев.

Т.Н.: Трудно не согласиться с тем, что Вы рассказали. Но возникает вопрос, можно ли сделать хороший сад самостоятельно?

Е.К.: Конечно, сделать можно. И сегодня многие любительские сады и цветники выглядят очень достойно. Мы с вами видим такие сады в журналах и на выставках. И в Москве, и в регионах появляется все больше интересных любительских садов и цветников. Увлеченные люди очень быстро учатся. Растет общий уровень и профессионалов, и любителей. Как правило, авторы этих садов – люди, которые очень любят растения и интересуются садовым дизайном. Большинство из них уже отучились на курсах или в специализированных учебных центрах. Как правило, это сразу видно.

Не хочется говорить о негативе, но любительские сады тоже бывают разными. Часто приходится видеть, что на участке вроде бы все сделано аккуратно и с любовью. На нем все есть: и цветы, и растения, и дорожки, и водоем, и плодовый сад, и водоем, и рокарий. А самого главного – нет! Нет САДА. И как следствие — нет удобства и красоты. Очевидно, что человек очень любит свой участок и растения. Но в подавляющем большинстве случаев такие цветоводы не имеют даже элементарных знаний о правильной планировке, о колористике садо, о правилах создания цветников и садовых композиций, об уходе и многом другом. В результате – бессистемные посадки и хаос. А жаль. Потрачены время, средства и силы.

Т.Н.: У каждого садовода есть свой вкус, свое ощущение пространства, свой опыт и свои приоритеты. Но что делать, если все-таки хочется создать сад грамотно?

Е.К.: Вы знаете, мы видим много любительских садов, сделанных с большим энтузиазмом. Но подавляющему количеству этих садов объективно не хватает ДИЗАЙНА. И это правда! Постепенно владельцы и создатели таких садов начинают это чувствовать и понимать! В связи с этим еще раз хочу повторить тезис о роли дизайна в саду. Удобство и красота сада напрямую связаны с его дизайном! В саду есть свои законы и правила, которые нужно знать и правильно использовать при планировке и организации его пространства. Но это далеко не все. Нужно грамотно подбирать растения для создания цветников и садовых композиций, учитывая при этом много важных факторов. Всегда нужно помнить, что сад не статичен. Он растет и развивается, постоянно меняясь в пропорциях и красках.

Т.Н.: Вы говорите очень простые и понятные вещи. И мне все это нравится. Но чем больше я вдумываюсь в смысл, сказанных Вами слов, тем лучше понимаю, что создание сада – дело очень непростое. Если я все же решусь создавать сад самостоятельно, с чего мне стоит начать?

Е.К.: Вполне можно самостоятельно учиться, читая литературу, изучая растения, технологии и опыт создания садов. И это хороший путь. А можно пойти на специализированные курсы, выбрав для себя подходящую программу. Важно, что бы вашими преподавателями были яркие и увлеченные дизайнеры-практики, чьи сады и цветники вы регулярно видите в журналах и книгах. Их работы должны быть интересными и разными и обязательно вызывать у вас уважительное отношение к их профессиональному уровню.

И еще один совет. Посмотрите на сады и цветники студентов и выпускников учебного центра. Оцените их разнообразие, дизайн и качество. На самом деле это простой и честный способ увидеть эффективность работы любой школы. Займите активную и вдумчивую позицию. Зайдите на сайты учебных центров, найдите и сравните информацию, сходите на Дни открытых дверей и после этого выбирайте именно те программы, к которым у вас возникнет доверие. Пользуясь случаем, я хочу пригласить всех читателей и коллег на наш сайт www.designer-sada.ru на котором можно увидеть более 100 садов и цветников, созданных в разные годы преподавателями, выпускниками и студентами нашего Центра. Все эти сады очень разные. У них разные авторы, разные бюджеты и разные истории. Но все эти сады – это сады для жизни! И все это имеет прямое отношение к нашему сегодняшнему разговору, т.к. более половины этих садов создано нашими выпускниками для себя, а вторая часть — это уже бизнес-проекты.

В заключении я хочу поблагодарить редакцию вашего портала за интерес к теме садового дизайна и ухода за садом. Спасибо вам большое! А всем читателям и коллегам я хочу пожелать успехов, удачи и … красоты!

Урок по композиции станковой на тему «Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста» (1 класс)

МАУ ДО «ДШИ»

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2016г.

Конспект урока по предмету «Композиция станковая» (1 класс)

Тема: Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста.

Цель: закрепление понятий — «контраст по цветохолодности», «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе.

Задачи: совершенствование опыта компоновки элементов композиции, навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.

I. Анализ произведений изобразительного искусства.

И. С. Остроухов был не только видным живописцем, но и одним из крупнейших в России собирателем произведений искусства. Важной стороной его деятельности является многолет­нее руководство Третьяковской галереей. С 1905 по 1913 г. Остро­ухов оставался на почетном посту председателя совета и был попечителем галереи, руководя пополнением крупнейшего собра­ния русской живописи.

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи находятся следующие произведения художника: «Золотая осень», «Первая зелень», «Сиверко».

В картине «Золотая осень» (1887 г.) нашла свое выражение жизне­утверждающая сила пейзажей Остроухова. Картина по своему характеру представляет лесной или парковый пейзаж. В густой траве справа стоят два больших дерева. Золотая листва, среди которой выделяются широкие оранжевые листья клена, свеши­вается до земли. Навстречу ей из травы поднимаются многочис­ленные уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней — группа деревьев с корявыми стволами и большими кро­нами. Богатейшая гамма золотисто-оранжевых тонов листвы контрастирует с темной сочной травой. Деревья второго плана написаны очень мягко и сдержанно. Это усиливает пространственность пейзажа. Прозрачное кружево листвы передано без лиш­ней детализации, но за каждым пятном чувствуется точная форма листа или ветки. Пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть дыхание жизни.

Во время демонстрации репродукции картины И. Остроухова «Золотая осень» поддерживаем создавшееся у детей на­строение восприятия тишины и праздника золотой осени.

В карти­не И. Остроухова правдиво и поэтично передан уголок осеннего парка. Ветви деревьев и кустарников с пожелтевшими листьями максимально приближены к зрителю. Мы можем внимательно и долго рассматривать золотистое кружево резных листьев клена, любоваться праздничным нарядом осени.

Возможны вопросы: «Какое время осени изображено на кар­тине? Назовите основные цвета золотой осени. Можете ли вы опре­делить, какие деревья, кустарники изображены на картине? Ка­кие чувства вызывает у нас изображенный художником пейзаж? Видели ли вы сами такую осень, любовались ли ею? Кто может назвать художников, которые тоже изображали осень?»

Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана (1860-1900). Картина «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляет родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изо­бражал и в своих более ранних этюдах, картинах.

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несу­щую свои воды меж невысоких берегов.

Слева мы видим березовую рощу, справа — лишь отдельные де­ревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими — деревня.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Про­хладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нижнему краю полотна. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально в плоскости холста, и вода здесь у него как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, ста­новясь светлее, она под кистью художника начала медленное дви­жение.

Тот же прием построения пространства мы находим и в изо­бражении берега слева. Крутой пригорок, на котором растут то­ненькие деревца, резко обрывается вниз, за край полотна, создавая ощутимое препятствие для нашего взгляда.

Художник создал отчетливую дистанцию между зрителем и миром, изображенным на полотне, чтобы заглянуть как бы со сто­роны, извне, постепенно вжился в эпически-величавый пейзаж рус­ской осени. Эта дистанция помогает увидеть, как постепенно раз­ворачивается пространство, заключенное в пейзаже И. И. Левитана.

Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотистые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов.

Всматриваясь в картину детальнее, мы замечаем, что художник написал ее широким мазком. Посмотрите, каким плотным слоем он накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глуби­ну изображаемого пространства, тем менее густыми становятся мазки, тем легче и бережнее касается художник кистью поверхно­сти холста.

И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с ху­дожником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осен­ней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

Перед вами еще одна репродукция картины, которая близка по сюжету и по времени ее создания предыдущей работе. Но главное, что и эта работа написана русским ху­дожником и названа так же — «Золотая осень». Автор этой карти­ны — Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927).

Данная картина, как и работа Левитана, представляет собой пейзаж. Эти пейзажные картины заключают в себе широкий, не­обозримый простор.

На картине В. Д. Поленова «Золотая осень» мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и дали, дали до самого гори­зонта. Передний план — поляна с протоптанной через нее тропин­кой, молодой березняк, кое-где краснеют лисья осины, еще не ут­ратили своих сочных красок зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Пейзаж Поленова при всем его размахе, при всей масштабности достаточно интересен. Представляется, что мы как бы идем по тропинке над рекой.

В картине изображен уголок Подмосковья, знаменитые своей красотой места под Тарусой, близ города Серпухова, где Поленов жил и работал многие годы.

Его пейзаж написан с высокого берега реки; внимательно и лю­бовно всматривался художник в жизнь осенней природы.

Пейзажи Левитана и Поленова — выражение лирических разду­мий их создателей.

♦ Какая из представленных картин вам нравится больше?

♦ Почему эта картина вам нравится больше?

На первый взгляд может оказаться, что нет никакого особого различия в подходе к решению образа русской осени в творчестве Левитана и Поленова. Оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтично переда­ли приметы золотой осени.

И все же название «Золотая осень» мы связываем, прежде все­го, с произведением Левитана.

Красоту осеннего времени передают и художники, работающие красками, и художники, работающие словом. Давайте послушаем некоторые литературные описа­ния осени.

«Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные обла­ка. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые, отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозе­леные, как будто помолодевшие ели и сосны.

Устлана земля сухими разновидными и разноцветными листьями, мягкими, пухлыми в сырую погоду, так, что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими хрупкими в морозы…

Еще не улетевшие дрозды, с чеканьем и визгами, собравшись в боль­шие стаи, летают в сады и уремы* (Урема – лес и кусты, растущие около рек по таким местам, которые заливаются полой (весенней) водой.), куда манят их ягоды бузины, жимоло­сти и еще более красные кисти рябины и калины. Любимые ими ягоды черемухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все бу­дут подобраны с земли жадными гостями. (Отрывок из произведения С. Т. Аксакова «Осень».)

— С каким настроением вы слушали этот отрывок? В следую­щем рассказе Г. Скребицкого «Художник-осень» запомните цвета осени, которые упоминаются в нем.

Художник-осень покрыла березы и клены лимонной желтизной. Ли­стья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На раз­весистые липы надела тяжелый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.

II. Творческая практическая деятельность учащихся.

Аудиторное задание: Этюд по воображению «Деревья осенью».

1. Обсуждение сюжета рисунка.

Предлагаю выполнить творческое задание: нари­суйте, обратясь к своим эстетическим впечатлениям, осенний лес, парк, фигуру человека в нем. Подумайте, что может делать человек в осеннем лесу, парке. (Гуляет, собирает цветы, ягоды, грибы, охотится, рыбу ловит, дети играют, мамы с колясками, художник выполняет этюды.)

— Основной задачей при выполнении ваших рисунков должна стать передача различных состояний осенней природы.

— От чего она зависит? (От времени года, времени суток, усло­вий погоды, освещения, изображаемой местности.)

— Вспомните приметы разных состояний осенней природы. Ка­ким может быть свет солнца? (Он может быть ярким или мягким, как бы разбавленным. Природа, преображенная ярким солнечным светом, «радостна», сверкает яркими красками. «Мягкое» оке солнце придает ей оттенок грусти, краски становятся приглу­шеннее. Пасмурное солнце и вовсе меняет цветовую гамму пейза­жа, она становится очень тоскливой и даже мрачной.)

— Напоминаю вам основную учебную задачу урока — создание художественного образа природы, передача настроения в рисунке с помощью цвета. Сюжетный и смысловой центр рисунка — человек.

2. Этапы выполнения практической работы:

1) Поиск самого интересного мотива среди множества других, достойных внимания. Сделать 2-3 эскиза. Остановиться на самом интересном. Поиск цветового решения.

2) Работа на большом формате (А3). Легкими карандашными линиями разработать композицию. Расположение главного на втором пространственном плане (а не на первом). Контраст форм в силуэтах деревьев. Достижение зрительной уравновешенности элементов композиции.

3) Переход к цветовой разработке. Работаем гуашью в технике живописи «растяжка» и «мазком», способом «по сырому» и «по сухому» (в сочетании). Пестрая окраска лиственных деревьев оттеняется изображением ели или сосны, по выбору. Передача в рисунке соотношения «теплых» и «холодных» цветов.

4) Детальная проработка. Создание гармоничного по цвету листа.

Во время самостоятельной работы детей все наглядные материалы убираются. Для создания настроения в качестве негромкого фона звучит музыка (фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Времена года», АВивальди). По ходу выполнения работы учащимися учитель указывает на ошибки, анализирует их, напоминает основные понятия композиции, помогает в построении рисунка, обращает внимание детей на расположение рисунка на листе бумаги, на работу с палитрой по подбору оттенков цвета.

Вы­раженность различного вида контрастов (величинных, цветовых, светотеневых и т. д.) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Также при удалении осла­бевают контрасты, сила, насыщенность цвета. Цвет становится хо­лоднее (влияет воздушная масса). Скажем, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем — видится сине-зеленым или даже голубым.

III. Итоги урока:

Экспресс-выставка работ.

Вы показали, на­сколько у вас хорошо развито чувство цвета, старательно оп­ределяли цветовую гамму, составляли на палитре не только основ­ной, но и дополнительные цвета.

Во время работы многие из вас следили за тем, чтобы передать в своем рисунке соотношение «теплых» и «холод­ных» цветов.

♦ Скажите, а зачем это нам было нужно?

Верно, грамотное соотношение «теплых» и «холодных» цветов помогает художнику выполнить работу более реалистично.

♦ Кто запомнил фамилии художников, назвавших свои карти­ны «Золотая осень»?

Верно, это И. И. Левитан и В. Д. Поленов, И.С.Остроухов.

— Что можете сказать о технике изображения деревьев? (Выбор того или иного приема в рисунке и живописи (штрих, линия, мазок) диктуется формой и строением дерева и его частей (сравним иголки сосны, гибкие ветки ивы, резные листья клена, липы), а также художественным замыслом.)

— Хорошо ли человеку в осеннем лесу, парке?

— Какие цвета преобладают?

— Куда девается зеленый цвет лета?

Рисунки оцениваются по следующим требованиям:

1) Сюжетно-композиционный центр выделен, сюжет «завязан», то есть организовано действие.

2) Оправданное заполнение листа (размеры элементов компо­зиции взяты необходимых размеров: не мелко, не крупно).

3) Умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, вла­дение материалами, инструментами, изобразительной техникой.

4) Яркость и чистота цветов, четкость рисунка, ясность, понят­ность для зрителя, выразительность.

5) Достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка, за­вершенность, равновесие композиции.

6) Можно дать название.

У б о р к а рабочих мест.

Художественный труд. Краткосрочный план урока № 6 в 3 классе по теме: Что такое иллюстрация. Контраст в композиции. Контраст в цветовой гамме. Создаем контрастную композицию

2.Связь приобретаемых знаний с действительностью.

Мотивация на приобретение новых знаний и навыков:

Понятия «плохо» и «хорошо» принадлежат не только этической, но и философской сфере. У этих понятий, как и у большинства философских понятий,

есть две стороны. Пока же не стоит так глубоко рассматривать эти понятия, несколько минут урока

следует посвятить понятиям «хорошо» и «плохо»,

проявляющимся в поведении, и непременно привлечь к обсуждению учащихся, пусть они выскажут

свои мысли по этому вопросу. Можно просмотреть

предложенные в ресурсах мультфильмы и обсудить

их. Учитель в качестве стимулирующих моментов

может предложить им те или иные конкретные поведенческие ситуации из школьной жизни для того,

чтобы учащиеся оценили их с точки зрения понятий

«хорошо – плохо».

Объяснение материала:

Поскольку эта тема сквозная и по другим предметам

уже проводилось обсуждение по теме, повторяться

не стоит, можно вспомнить, о чем учащиеся узнали

на уроках по другим предметам. Можно сыграть в

одну из игр, предложенных в Приложении №1. А в

целом, учитель должен настроить учащихся на тему

«Что такое хорошо и что такое плохо?» в рамках обсуждения добрых и злых литературных героев. Поскольку предмет изучает этико-эстетическую сторону данной темы, следует ориентировать детей на то, какими средствами они будут изображать плохие и хорошие явления и объекты (а именно добрых и злых героев). Здесь уместно рассказать об искусстве иллюстрации. Писателю легче описать характеры

героев через их поступки – плохие и хорошие. Художник этой возможности не имеет, поэтому задача

перед ним более сложная, он должен найти такие

выразительные средства, которые помогут зрителям

безошибочно угадать, где добрый герой, а где –

злой. Конечно же, самым главным выразительным

средством является цвет. Учитель предлагает провести эксперимент у доски, но предварительно следует

вспомнить как можно больше литературных героев

и объяснить, почему одни из них хорошие, а другие

плохие. Далее в соответствии с описанием в учебнике (с. 23) учитель подбирает определенную цветовую гамму и просит учащихся отгадать, какого героя он изобразил цветом, доброго или злого. Дети, как правило, безошибочно угадывают. Можно подготовить карточки с определенной цветовой гаммой и, показывая их учащимся, провести быстрый опрос, какие герои изображены цветом на карточках. После выполнения первого задания в рабочей тетради следует перейти к изучению явления контраста. Это важное выразительное средство в изобразительном искусстве. Учитель знакомит учащихся с законом контраста в композиции, используя материал учебника на с. 24–25. Рассказывает о том, в чем может проявляться контраст (в цвете, форме, размере, насыщенности, состоянии покоя и движения), обращая внимание на то, что понятия «хорошо» и «плохо» тоже являются контрастными. Сегодня мы познакомимся с новыми свойствами цветов. Сначала

давайте посмотрим на цвета, которые находятся в

цветовом круге друг напротив друга (хорошо для

этого иметь специальную таблицу цветового круга,

на котором обозначены пары контрастных цветов,

если такой таблицы нет, придется воспользоваться

указкой). Напротив красного мы видим зеленый

цвет, напротив оранжевого расположен синий, а

напротив желтого – фиолетовый цвет. Цвета в каждой из этих пар абсолютно непохожие, в каждой паре один цвет холодный, другой – теплый. Эти пары

цветов называют контрастными. Учителю следует

подчеркнуть, что, говоря о контрастных цветах, мы

имеем в виду именно пару цветов. Нельзя сказать,

например, что желтый цвет контрастный, он контрастен в отношении конкретного цвета – фиолетового,

а не сам по себе. Цвета, которые в цветовом круге

находятся рядом друг с другом, хоть и отличаются

друг от друга, но все же имеют общие качества –

рядом с теплым красным находится теплый оранжевый, затем следует теплый желтый. Эти цвета мы

называем близкими не только потому, что они располагаются рядом, но и потому, что они по цветовой

характеристике близки друг к другу.

Далее ребятам предлагается определить настроение

пар контрастных и близких цветов, например:

1) синего и оранжевого, синего и зеленого; 2) зеленого и синего, зеленого и красного и т. д. (для этого

надо заготовить специальные карточки с парами

цветов). Если таковых у учителя нет, то можно воспользоваться учебником. Вывод, который сделают

ребята, очевиден. Контрастные пары цветов более

яркие, праздничные, по сравнению с парами близких

цветов. Можно вспомнить немало примеров из природы. Вспомните, как горят на зеленой траве алые маки и тюльпаны, как сияют звезды на интенсивном ультрамарине осеннего неба.

Контрастные цвета – противоположные, их хорошо

использовать для передачи контрастных чувств и

характеров.

Выполнение самостоятельной работы:

После объяснения учитель предлагает ученикам самостоятельно подобрать цветовую гамму для доброго и злого героя, прослушав музыкальные отрывки

(например, фрагмент «Избушки на курьих ножках»

из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского и

фрагмент «Вальса цветов» Чайковского из балета

«Щелкунчик»), и также выполнить по выбору другие задания на с. 14–19 рабочей тетради №1. Желающие могут подобрать цветовую гамму своего настроения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *